Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

19.03.2018 11:07 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 от 14.03.2018 г.

Экологическое воспитание на уроках биологии

Автор: А.Ш. Маллалиева
учитель биологии, МКОУ «Дагнинская ООШ», Табасаранский район

История человечества неразрывно связана с историей природы, воздействие человека на природу из года в год растёт и растёт в усиленном темпе. Это воздействие привело к страшному глобальному экологическому кризису, который включает в себя: загрязнение биосферы, исчезновение природы, ухудшение экосистемы и здоровья человека.

Если всё это будет так же продолжаться, если люди в ближайшее время не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя и всё живое. Чтобы этого не произошло, необходимо воспитать экологическую культуру человека с самого раннего возраста, начиная с детского сада, школы, а в дальнейшем и в других образовательных учреждениях.

Вопрос экологического воспитания и образования подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда.Экологическое воспитание и образование учащихся – одна из актуальных проблем в настоящее время.

Сегодня перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания нового поколения. Конечно, ведущую роль в этом вопросе играет школа. Экологическое образование, бесспорно, в современной школе должно охватывать все возрасты: оно должно стать приоритетным, экологическими знаниями должны обладать все, начиная с начальных классов. Школьный предмет «Биология» занимает в этом процессе особое место.

Цель экологического воспитания: формирование у учащихся основ экологической культуры, развитие интереса и любови к природе, к себе и к другим людям. Кроме этого, стоит интенсивно потрудиться, чтоб научить учащихся бережно и уважительно относится к природе: не от случая к случаю, а каждый день и час. Задачи сводятся к следующему: развить у учащихся понимание современных проблем окружающей среды; развить критическое мышление к результатам деятельности человека; развить умение анализировать, сравнивать, сопоставлять поведение в природе; формировать ответственность за состояние окружающей среды.

Экологическая культура личности должна включать: экологическое, духовно-нравственное и эстетическое воспитание. Педагог должен обратить внимание и на виды образовательных технологий, воспитывая любовь к природе, к Земле: проектные методы, социально-игровые методы, компьютерные технологии, мультимедийные презентации, "экологическая тропинка".

Под проектными методами мы подразумеваем следующее. Перед учеником ставится проблемный вопрос и он находится в поиске, в изучении информации для решения данного вопроса. Работа по данной методике даёт возможность развивать индивидуальные, творческие способности учеников, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Социально-игровый метод – самый интересный метод обучения, повторения и закрепления материала для детей. Сюда входят внеклассные мероприятия: конкурсы, викторины, брейн-ринги, олимпиады, биологические игры.

Использование компьютерных технологий и мультимедийные презентации – это современные методы. Презентации, видеоуроки даются очень красочно, ярко: учащиеся проявляют к ним огромный интерес.

Экологическая тропа – специально оборудованный в образовательных и воспитательных целях маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором дошкольники получают информацию об этих объектах. Экологическая тропа в образовательном учреждении – место приобретения знаний и пропаганды правильного поведения в природном сообществе.

В процессе экологического воспитания у учащихся формируются такие чувства, как: товарищество, коллективизм, патриотизм, дружелюбие, взаимопомощь и т.д. Результатом такого воспитания должно быть формирование экологической культуры человека. Она характеризуется разносторонними глубокими знаниями об окружающей среде, экологическим стилем мышления и ответственным отношением к природе, к своему здоровью, а также приобретением умений и опыта решения экологических проблем. Школьник должен непосредственно принимать участие в природоохранной работе, а иногда и предвидеть возможные негативные последствия воздействия человека на среду. Понятно, что каждый, независимо от возраста, должен бережно и уважительно относиться к природе!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

32