Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

01.03.2018 10:46 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 01.03.2018 г.

А. Байрамбекова: «Дорогу осилит идущий»

Прошло меньше года с момента создания Ассоциации педагогов Дагестана, базовой площадкой для которой стал Республиканский центр образования в г. Каспийске (РЦО). О том, что сделано за этот период мы беседуем с президентом Ассоциации, директором РЦО Анжелой Байрамбековной Байрамбековой.

– Анжела Байрамбековна, как создавалась Ассоциация, был ли у Вас ранее опыт подобной работы?

– Более пяти лет на территории РД функционировало региональное отделение Всероссийской ассоциации учителей русского языка и литературы. Членство в этой ассоциации расширило границы нашего познания, открыло для нас новые страницы методических находок. Мы общались с коллегами, выезжали на семинары, конференции и форумы, изучали опыт работы, делились своими наработками. Завязались профессиональные и дружеские контакты и связи с коллегами из многих субъектов РФ. При содействии ДРО АССУЛ был проведен первый Всероссийский форум учителей русского языка и литературы, Всероссийский фестиваль «Диалог языков и культур» и многие другие мероприятия.

Целью Ассоциации являлось создание условий для профессионального роста учителя, организация системного общения педагогов в процессе обсуждения актуальных педагогических проблем. Сегодня Ассоциация объединяет 16 предметных направлений, ассоциацию руководителей ОО, методистов и педагогов дошкольного образования.

– Для чего, на Ваш взгляд, нужны такие ассоциации?

– "Если ты думаешь на год вперед, посади семя, если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево, если ты думаешь на век вперед, воспитай человека", – гласит восточная мудрость. Думать «на век вперёд» – основная профессиональная миссия учителя. Именно в его руках будущее конкретного человека, общества и государства в целом. От того, каким будет педагог в глазах своих учеников, от его профессиональных навыков, опыта, творческого потенциала, таланта, имиджа, зависит многое. И, наверное, сегодня одно из самых важных обязательств, которое должно взять на себя наше общество и государство – помочь учителю раскрыть себя как профессионала и осознать важность и значимость своей работы. Труд учителя подобен труду ювелира. Такая же тонкая и творческая. Однако, есть существенная разница: в случае ошибки, ювелир испортит лишь кусочек золота, а в руках педагога – душа ребёнка, его судьба и жизнь.

Учителя сегодня зачастую теряются в обилии методик и литературы, у многих из них ограничены или вообще отсутствуют возможности профессионального общения за рамками своей школы. Это общение очень важно: есть потребность обсудить проблемы, которые возникают на работе, узнать, как работают учителя тех же предметов в других школах. То есть ключевая задача профессиональных ассоциаций – расширять возможности общения в профессиональной среде, методическое обогащение за счет распространения опыта коллег. Мы провели огромную работу в этом учебном году. Завязались дружеские контакты среди педагогов, идет активное общение и сотрудничество в рамках предметных объединений.

– Анжела Байрамбековна, с какими проблемами сталкивается учительское сообщество? Как идет реализация плановых мероприятий Ассоциации?

– Учителя отмечают, что отсутствует преемственность между этапами образования, и это существенно влияет на качество подготовки обучающихся и осложняет организацию образовательного процесса. На протяжении последних лет снижается количество выпускников средней школы, которые могут успешно пройти ЕГЭ без дополнительной подготовки и репетиторов. Выявлены по зонам районы, в которых низкие показатели итоговой аттестации выпускников. В рамках проведения мероприятий Ассоциации мы тесно взаимодействуем с управлениями образований муниципалитетов и вузами Дагестана, с ДИРО, совместно обсуждая данную ситуацию и выстраивая вектор направления решения этих проблем.

В своей деятельности Ассоциация тесно взаимодействует с ведущими образовательными организациями Москвы, Казани, Архангельска, Калининграда, Волгограда, Астрахани, Красноярска, Ульяновска и Ярославля. В данное время совместно с Казанским федеральным университетом мы реализуем проект «Тотальный диктант по английскому языку», который на сегодняшний день объединяет более 8000 участников со всех регионов России, включая более 1500 учащихся Дагестана.

Для практического включения учителей в деятельность по улучшению содержания образования и организации живого педагогического диалога Ассоциация проводит слеты учителей-предметников, которые позволяют учителям получить теоретические и методические знания, обменяться опытом, определить актуальные проблемы и находить пути их решения.

В этом учебном году запушена совершенно новая форма проведения олимпиадного движения, которая качественно позволяет отслеживать систему подготовки и результативности каждого участника на всех этапах олимпиады.

Остается проблема с кадровым обеспечением образовательных учреждений. По-прежнему нас волнует ситуация с подготовкой молодых кадров для образовательных учреждений, в частности для школ, расположенных в сельской местности. Для решения данной проблемы мы предлагаем увеличить количество часов практики для молодых педагогов и уделить особое внимание их адаптации и вхождению в профессию еще на стадии обучения, а также разработать целевую программу по поддержке сельского учителя.

К сожалению, растет число детей с ограниченными возможностями здоровья и ребят, нуждающихся в психолого-педагогической, логопедической коррекционной работе. Здесь мы также сталкиваемся с кадровым дефицитом, особенно в сельской школе. Существующее количество образовательных учреждений для указанных детей недостаточно для обеспечения потребности в их содержании и обучении.

Эти вопросы обсуждаются в рамках круглых столов, семинаров, проводимых Ассоциацией, решаются совместно с Правительством, Министерством образования, главами муниципалитетов республики.

– Какова роль предметных ассоциаций в условиях методического реформирования?

– Сегодня вопрос методической поддержки и вообще сопровождения учителя должен рассматриваться иначе. Учитель может взять методическую информацию где угодно, методист уже не является для него единственным источником. Но мы с вами знаем, что профессия учителя творческая, и мы очень часто сталкиваемся с понятием профессионального выгорания учителя. Учителям по-прежнему нужна содержательная поддержка и, главное, живое общение друг с другом: я работаю так, а как работаешь ты?

Таким образом, создается новый формат взаимоотношений в профессиональном сообществе. Роль организатора этих взаимоотношений берут на себя такие ассоциации.

Перспективы развития ассоциаций, очевидно, будут связаны не только с обменом опытом и методической поддержкой, но и с самыми разными аспектами жизни учителя в школе, например, вопросами повышения квалификации учителя. Мы думаем, как и каким образом нам лучше организовать курсы повышения квалификации, персонифицированной системы повышения квалификации, которая действует в некоторых регионах России в качестве эксперимента, предполагает самостоятельный выбор преподавателя: самому решать, куда обратиться за новыми знаниями. Такой подход способствует конкурентной борьбе за каждого учителя-«ученика», формируя тем самым качественно новую ситуацию на рынке постобразовательных услуг.

– В какой мере педагоги республики готовы развиваться, перенимать интересный опыт, вообще работать над собой?

– Все зависит от конкретного человека. Среди педагогов очень много талантливых людей, настоящих профессионалов своего дела, и нам удалось их объединить.Мы проводили в мае семинар предметных ассоциаций на 14 площадках ОО г. Махачкалы, с участием около 600 человек. Были представители всех предметных ассоциаций, особенно активны были ассоциации словесников, учителей начальных классов, информатики, иностранных языков, географии, учителей родных языков, истории, биологии, химии. В октябре на базе РЦО прошел семинар, в рамках которого была определена стратегия работы Ассоциации. У педагогического сообщества республики должно быть сформировано единое, коллективное видение проблем, которые стоят перед образованием.

– Совсем недавно подведены итоги I Республиканского конкурса исследовательских проектов и работ «Науки юношей питаю». Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

– 8 февраля 2018 года при поддержке Правительства и Министерства образования и науки РД Ассоциация педагогов Дагестана на базе РЦО провели масштабный Фестиваль науки, в рамках которого прошел очный этап конкурса научно-исследовательских проектов среди дошкольников, школьников и педагогов. Этот день стал для нас настоящим праздником науки! Нам удалось в рамках реализации данного проекта обеспечить сетевое взаимодействие всех образовательных систем: дошкольного, школьного и высшего образования. Всего на конкурс было представлено 568 работ со всех муниципалитетов РД. На очный этап были приглашены 256 участников. Свои проекты ребята защищали по 18 предметным направлениям, в каждом направлении был определен состав жюри, в котором были лучшие педагоги и преподаватели высшей школы. Уровень представленных работ был разный: очень сильные работы, работы реферативного характера, которые не были допущены на очный этап. На примере лучших школьников другие ребята растут сами, определяя себе на будущее более высокую планку.

Для учащихся РЦО были проведены мастер-классы преподавателями КФУ, ДГУ, ДГТУ, ДГПУ, ДГУНХ, МАН по очень интересным направлениям. К нам приехала делегация из Казанского федерального университета с интересной программой, они организовали интеллектуальные игры, квесты, мастер-классы и актовые лекции. У всех участников конкурса и учащихся Центра была возможность выбора и посещения любой интерактивной точки по разным предметным направлениям: от занимательной химии, физики до микроспутников Земли. Ребята могли посетить планетарий, послушать новые факты о жизни Пушкина или вести диалоги на английском языке, собрать робота или изучить систему создания сайта и многое другое.

Огромную роль в развитии научно-исследовательской деятельности школьников в целом, в программе «Науки юношей питают» в частности, играют вузы республики, которые стали локомотивами внедрения проектно-исследовательского метода в образовательный процесс в средней школе. В нашем случае мы попытались привлечь к этой деятельности и дошкольников, и у них это получилось!

Образовательная плоскость нашей республики в последние годы начала новый массовый путь развития проектно-исследовательского направления в подготовке школьников. Во внеурочной деятельности школ чаще стали появляться такие формы как научные общества, конференции. Считаю, что вузы должны стать инициаторами профориентационной работы. В рамках данного проекта вузы умело соединили свои интересы и партнерские отношения со школами в единую систему. Мы объединили как технические, физико-математические и естественные, так и методические и гуманитарные направления под одной «шапкой» – «Науки юношей питают». Искренние слова благодарности всем нашим ректорам и преподавателям вузов за оказанную поддержку и желание сотрудничать с учительством Дагестана!

Подвижническое, по сути, движение на принципах общественно-государственного интереса к развитию молодого поколения помогло нам создать систему, когда от дошкольного учреждения, школы и до ведущих вузов республики каждый ребенок имеет возможность поработать над своим исследованием и представить ее.

Наш первый проект, по мнению учительства Дагестана, удался на славу. Планируем его сделать ежегодным. Проектом заинтересовались коллеги из других регионов, возможно мы расширим границы его реализации до всероссийского уровня.

Конечно, проблемы есть, и их много. Мы должны понимать, что все эти задачи надо решать совместно, системно и последовательно, усиливая заинтересованность всех сторон: от директоров школ и учителей до руководства и сотрудников вузов и научных институтов.

Дорогу осилит идущий! Верю, что в нашей республике мы создадим такую систему.

Беседовала К. Булатова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

282