Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

03.05.2017 10:25 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 10 от 03.05.2017 г.

Музей в нашей школе

Автор: К.А. Маллаев
Заслуженный учитель РД, Член Союза писателей РФ, Ляхлинская СОШ, Хивский район

Школьный музей является систематизированным, тематическим собранием музейных предметов и музейных коллекций – памятников истории, культуры и природы, сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами. Приказом министра образования и науки РД Ш. Шахова от 10 ноября 2016 года во всех образовательных учреждениях республики должны быть организованы музеи как центры традиционной культуры народов Дагестана. Школьный музей, как и любой другой, обладает рядом характеристок и функций. К традиционным его функциям относятся: комплектование, изучение, учёт и хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания.

Школьный музей – это музей особого типа, он является образовательным музеем, где задачи обучения и воспитания, в том числе и во внеурочное время, имеют решающее значение. Только в школьном музее может быть наиболее последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей. В сельской местности, где нет государственных музеев, школьный музей является одним из важнейших факторов в расширении образования, в воспитании молодёжи.
Первые экспонаты для создания музея мы начали собирать в 1978 году: учащимся и учителям было дано задание принести в школу старинные медные и гончарные изделия домашнего обихода, которые тогда сохранились у всех в хозяйствах. День за днём, год за годом мы собирали экспонаты для нашего музея. Датой торжественного открытия музея является сентябрь 1992 года. Профиль нашего музея – историко-краеведческий. В настоящее время музей расположен в просторной, светлой комнате. Предметом изучения нашего музея является история возникновения сёл нашей администрации, района, школы; выдающиеся личности, ветераны Великой Отечественной войны и других локальных войн; культура и традиции нашего народа. Основными направлениями работы музея являются поисково-исследовательская деятельность, учёт и хранение фондов, учебно-просветительская деятельность, экспозиционная деятельность. Музей работает по следующим разделам экспозиции: "История сёл Ляхля, Кувиг, Уртиль, Кулик и Гарик", "История школы", "Никто не забыт, ничто не забыто", "ТОКС ведёт поиск", История организации в селе колхоза и ковровой фабрики".
В разделе экспозиции "История сёл..." рассказывается об истории возникновения селений Ляхля, Кулик, Уртиль, Кувиг и Гарик, о тухумах, которые живут в этих селениях, о людях, которые стали известными людьми в районе и в республике. Отображены наиболее известные события в истории этих селений. Все эти селения возникли в результате слияния нескольких близлежащих селений. Экспозиция содержит многочисленные предметы домашнего обихода, медная и гончарная посуда, сельскохозяйственные орудия труда, старинное оружие и многое другое.
В разделе экспозиции "История школы" представлены стенды и другие материалы, рассказывающие об организации в селении в 1928 году школы. На стенде есть фамилии всех учителей, проработавших в школе со дня организации и работающих в настоящее время. Также указаны фамилии всех директоров школ, фамилии известных в районе и за её пределами выпускников школы. Среди них есть Заслуженные учителя РД, Почётные работники общего образования РФ, Заслуженные врачи, работники муниципальной службы, экономисты РД.
"Никто не забыт и ничто не забыто" – здесь собраны материалы об участниках Великой Отечественной войны – жителей сёл нашего микрорайона: военные фотографии, биографические данные, воспоминания. Данный раздел представлен материалами о советских воинах, которые выполнили свой интернациональный долг в Афганистане – выпускниках нашей школы. Сюда включены материалы об участниках локальных войн периода "холодной войны".
Интересен и раздел экспозиции "ТОКС ведёт поиск". Наш токсовский отряд с 1978-го года является членом Республиканского ТОКСа. На их счёту несколько десятков успешных поисков захоронений воинов, считавшихся ранее пропавшими без вести. Все эти материалы собраны в отдельные папки. Здесь же фотографии участников боёв с бандформированиями, войн в Чечне. Имеется материал о четырёх милиционерах из нашего района, которые погибли от рук бандитов.
Экспозиция "История организации колхоза и ковровой фабрики" рассказывает о председателях колхоза "Большевик" до реорганизации в отделение совхоза "Хивский". Потом был организован совхоз "Куштильский". После развала СССР в начале 90-х годов прошлого века на территории Ляхлинского сельского совета было образовано отдельное хозяйство МУП "Ляхлинский". Рассказывается об истории открытия ковровой артели в 1948 году, о реорганизации артели в ковровую фабрику в 1961 году, о настоящем положении на фабрике, о её руководителях, как в настоящее время идёт возрождение древнего табасаранского промысла – ковроткачества. В музее хранится уникальный шерстяной палас, а также палас из льна и ворсовый коврик из шерсти.
В музее очень много ценных экспонатов: среди них много гончарной и медной посуды, предметов домашнего обихода, предметов прикладного народного творчества, коллекций старинных монет, письменных источников, изобразительных материалов и т. д. Особую ценность представляет собой древний кувшин, найденный в "домусульманском захоронении". Отдельную полку занимают гончарные изделия, изготовленные джулинскими мастерами...
Хочется заметить, что в музее ведётся фотолетопись школьных лет.
Темы экскурсий, которые могут заинтересовать в музее учащихся: "Как жили и во что одевались наши предки в Х1Х веке", "Ковроткачество – главное занятие табасаранских женщин", "История колхоза и ковровой фабрики", "Наши сёла в годы войны", "Наши славные односельчане", "История народного образования в с. Ляхля" и другие.
Музей имеет большое воспитательное значение в обучении, развитии и социализации обучающихся. Это памятники материальной и духовной культуры. Здесь отражена кропотливая работа учащихся по документированию истории, культуры и природы родного края путём выявления, сбора, изучения и хранения музейных экспонатов.
Думаю, стендами, альбомами, экспонатами и другими видами музейного наследия в детях воспитывается чувство патриотизма, осуществляется культурно-просветительское методическое воспитание, развивается детское самоуправление, так как весь материал, документацию учащиеся собирают сами.
Основную работу в музее проводит актив музея: руководитель, заместитель руководителя, оформители, фотокорреспонденты, экскурсовод. В совет музея входят и учащиеся старших классов. Наш музей держит связь с районным краеведческим музеем в селении Хив.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

484