Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

16.03.2017 11:03 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5-6 от 16.03.2017 г.

Использование краеведческого материала на уроках и внеклассных занятиях

Автор: М.А. Маллаев
Заслуженный учитель РД, Ляхлинская СОШ, Хивский район

Школьное историческое краеведение должно быть определено как изучение учащимися далёкого и недавнего прошлого, а также настоящего определённой территории, осуществляемое под руководством учителя в целях образования и воспитания школьников. Территория, изучаемая по краеведению, может быть ограничена в одних случаях пределами села, в других – административными границами района, в третьих – пределами всей нашей республики. В данном случае у нас будет идти разговор о краеведении, который изучается в пределах муниципальных образований "Сельсовет Ляхлинский" и "Хивский район". Введение в качестве обязательных в учебную программу истории Дагестана, культуры и традиций народов Дагестана сделало и краеведение в пределах района неотъемлемой частью этих дисциплин, сыграло существенную роль в развитии внеурочной работы с учащимися.

Краеведческая работа в школе нами начата ещё в 80-х годах прошлого века и за пройденное время был собран богатый материал, который рассказывает о прошлом и настоящем родного края. Привожу пример использования краеведческого материала на уроке по истории Дагестана в 11 классе.
При изучении темы "Дагестанцы – участники Великой Отечественной войны", помимо того материала, который рассказывает о дагестанцах на фронтах Великой Отечественной войны ("Отважные сыны гор", "Дагестанцы – Герои Советского Союза", "Книга памяти", "Солдаты Отечества"), обязательно на уроке изучаем и местный материал, собранный отрядом краеведов-следопытов. Это сведения об участниках войны из сёл Ляхла, Кувиг, Кулик, Уртиль и Гарик, входящих в Ляхлинскую сельскую администрацию, документальные материалы, собранные в результате переписки следопытов с центральными военными архивами, с сослуживцами. Здесь же токсовцы, которые побывали на слётах и конференциях ТОКСа, рассказывают о встречах с ветеранами войны и труда, о командире ТОКСа генерал-майоре Омаре Муртузалиеве. Демонстрируем фотокарточки участников войны, рассказываем об их боевом пути. После занятий приглашаем ветеранов войны или трудового фронта. Такая встреча даёт учащимся более ценный материал для запоминания: ветеран рассказывает о событиях, очевидцем которых был он сам. В сердцах детей встреча оставляет неизгладимое впечатление!
Много краеведческого материала используем при изучении следующих тем по истории Дагестана: "Культура в ХV1 — XV11в.в.", "Культура народов Дагестана в ХV111 в.", "Декоративное и прикладное искусство народов Дагестана в Х1Х веке". В историко-краеведческом музее много старинных экспонатов: медная и керамическая посуда, кувшины для омовения, светильники, стремена, гребни для прочёсывания шерсти, экспонаты с художественной резьбой по дереву и по камню, старинные пистолеты, обложки старинных книг на арабском языке и др.
Остановлюсь на том, как провожу урок по теме "Дагестанский традиционный мужской костюм". При изучении этой темы учитель должен стремиться формировать у учащихся такие качества как честность, гордость за своих предков, уважение к прошлому. Демонстрирую учащимся старинную мужскую одежду. Это – чуха (черкеска), бешмет, папаха, пояса с кинжалом и серебряными украшениями, чарыки, нитяные сапоги детей и другое. При этом до учащихся надо довести, что горская папаха является символом мужественности. Надо рассказать, какие есть виды папах, что существует особый горский стиль ношения папахи и одежды, что отдельные элементы традиционного мужского костюма сохранились и в современной одежде сельских и городских жителей Дагестана. В качестве примера можно упомянуть о том, что дагестанский традиционный мужской костюм в последние два-три года носят все участники торжественных встреч и национальных праздников, солисты ансамблей национальных танцев и др.
Важное место занимает использование краеведческого материала и во внеклассных занятиях. Изучение вопросов экономики родного края для учащихся является интересной темой. Они знакомятся с конкретными фактами и явлениями хозяйственного развития края в прошлом и настоящем. На конкретных примерах хозяйственной жизни села и района могут быть раскрыты и некоторые общие закономерности исторического процесса. Табасаранские ковровшицы с древнейших времён занимались ковроткачеством.
Рядом с нашей школой находилось прекрасное здание ковровой фабрики, где в двух цехах трудились более двухсот ковровшиц. Однако, с распадом СССР это ремесло пришло в упадок. Девушки стали забывать, как на ворсовых коврах вяжутся узлы. В настоящее время идёт возрождение ковроткачества. В цеху работают более десятка ковровшиц, которые ткут ковры больших размеров в 24-26 кв. метров. Вот уже третий год в нашей школе введены уроки для девушек – основы народных промыслов, где они овладевают и тайнами ковроткачества. Организация экскурсии в ковровый цех, ознакомление с трудом ковровшиц – важное звено в изучении экономики родного села, района.
В последние годы на кружковых занятиях мы занимаемся изучением тем: "История села", "История школы", "История создания ковровой артели", "История организации колхоза". На мой взгляд эти темы не выделяются масштабностью, однако они не только конкретны, но и достаточно широки. При изучении этих тем у нас частыми являются встречи с аксакалами села, учителями, первыми учениками. Итогом этой работы должно быть создание альбомов и стендов: "Наши учителя", "Наши выпускники – известные люди района и Дагестана", "Наши выпускники на защите Отечества".
Определённое место во внеклассной работе должно занимать изучение памятников и памятных мест, изучение археологического наследия края. Во время экскурсий на кладбище и в открытую мечеть в местечке Чихтиль мы главное внимание уделяем не только громоздкости надмогильных плит, но и узорам на плитах, возрасту могил. В открытую мечеть на праздничную молитву собирались мужчины близлежащих сёл Хивского и Табасаранского районов (до 1929 года Кайтаго-Табасаранского округа). Наиболее красивые узоры (арабески) учащиеся срисовывают с надмогильных плит. Памятниками археологического наследия прошлого являются минарет в с. Джули, минарет в с. Хив, здания многих древних мечетей в селениях и многое другое.
Археологическое изучение памятников культуры позволяет учащимся заглянуть в самые отдалённые периоды истории. Задачей археологического изучения края на основе вещественного материала является яркое представление жизни людей древности.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

69