Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

16.03.2017 10:59 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5-6 от 16.03.2017 г.

Экологическое воспитание школьников

Автор: Г. Муташева
учитель математики, МКОУ «СОШ № 10 им. А.И. Исмаилова», г. Хасавюрт, Почетный работник общего образования РФ

В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности 2017 год объявлен Годом экологии.

Среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии. Химическое, физико-техническое загрязнение природы угрожает самому существованию человека.
Экологическая задача сейчас в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище. Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие.
Поиск решения данных проблем заставил педколлектив МКОУ «СОШ №10 им. А.И. Исмаилова» г. Хасавюрта изменить подходы к своей педагогической деятельности. Позитивные изменения, происходящие в образовании, поставили перед школой следующую задачу: воспитать личность, владеющую способами и средствами сохранения общества и общественных отношений, транспортирующую образы культурных взаимодействий во всем многообразии социальных отношений с людьми, с окружающим миром, природой. Это предполагает построение такого образовательного пространства на уроках и во внеклассной работе, где каждый ученик школы сможет самореализоваться, найти себя в деле, прочувствовать, прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем. Реализации задач по экологическому воспитанию способствует и введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в учебно-образовательную деятельность школы. На основании общего положения ФГОС устанавливаются требования к результатам освоения основной образовательной программы. В нашей школе экологическое образование начинается на обыкновенном школьном уроке и продолжается во внеурочной деятельности. К сожалению, в школах России сегодня нет самостоятельного предмета «экология». Экология изучается в интегрированном варианте. Начиная с 1 класса, учащиеся знакомятся с основными экологическими представлениями, природоохранительными мероприятиями.
Работая с младшими школьниками, учителя начальных классов используют разнообразные формы и методы: циклы наблюдений за растениями и животными во время экскурсий в разное время года, экологические беседы. В 5 классе на уроках географии и биологии продолжается закладывание основ экологической культуры подрастающего поколения, приобретается опыт экологически целесообразного поведения и деятельности в окружающей среде, навыки исследовательской деятельности. В старших классах решаются задачи формирования у школьников знаний о целостной жизни на планете Земля и пределах её устойчивости, о стремлении людей к созданию для своей жизни новой урбанизированной окружающей среды, о факторах риска разрушения основ жизни в этой среде и биосфере; об экопроблемах, причинах их возникновения и путях решения на разных уровнях, включая личное участие. Очень важно сформировать систему интеллектуальных способностей и практических умений по изучению и оценке экологического состояния окружающей среды своей местности, её защите и улучшению. Достойное место в нашей работе отводится изучению местного материала.
Дагестан, пожалуй, самый богатый по разнообразию ландшафтов регион России. От побережья Каспийского моря за несколько часов можно добраться до снежных вершин Большого Кавказа и увидеть чуть ли не все природные комплексы умеренных широт: пески и полупустыни, равнинные и горные луга, степи, уникальные ландшафты, лиственные и хвойные леса, снежники и ледники.
На сегодняшний день в Дагестане официально существует 46 особо охраняемых природных территорий, в том числе 6 федеральных и 38 республиканских. Экологическое образование учащихся только тогда может быть высокоэффективным, когда различные аспекты его содержания раскрываются во взаимодействии всех учебных дисциплин, как естественных, так и гуманитарных. В рамках каждого учебного предмета рассматривается та экологическая проблема, которая вытекает из содержания данного предмета и его специфики. Так, на уроках биологии особое внимание уделяется биосфере, биоценозу, даётся представление о ключевых экологических понятиях: «среда», «экологические факторы». Учащиеся приходят к выводу, что богатство отношений между видами является условием целостности мира природы, формируется осознание целей и последствий взаимодействия с природой
На уроках географии учителя анализируют природные ресурсы различных территорий и пути рационального природопользования. Учителя химии помогают учащимся узнать о химических составах воды, воздуха, почвы. Раскрывают проблемы загрязнения природы отходами человеческой деятельности. Даётся представление об использовании природных и синтезированных веществ в качестве удобрений и ядохимикатов. На уроках физики учителя сосредотачивают внимание учащихся на экологически чистых источниках энергии (ветер, солнечное излучение и другое). Особое внимание уделяется защитно-аварийным и очистительным сооружениям. Учителя литературы учат школьников делать сопоставление и научное описание мира природы, преодолевать существующий в мировоззрении разрыв между образным и логическим его восприятием. Особое внимание вопросам экологии уделяется на уроках ОБЖ «Здоровый образ жизни и его компоненты».
Новый элемент учебного плана – элективные курсы. Элективные курсы – обязательные курсы, которые учащиеся выбирают сами из имеющегося в учебном заведении “комплекта” и входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. В целях ориентации школьников на выбор профиля обучения на старшей ступени предусматривается проведение в IX классах основной школы предпрофильной подготовки, а 10-11 классах профильной подготовки. В течение учебного года ученик может прослушать разные виды элективных курсов, в том числе экологического направления: "Экологическая азбука", «Экология города и экология человека в городской среде», «Экологические проблемы Дагестана», «Глобальные экологические проблемы современности».
Экологическое образование учащихся продолжается и во внеклассной работе, представляющей более широкую возможность для творчества. Традиционными стали такие формы внеклассной работы, как классные часы и беседы по темам: «Сказки леса», «Редкие растения и животные Дагестана», «Кто в лесу живёт, что в лесу растёт?», «Эта хрупкая планета», «Природа родного края», «Красная книга Дагестана», а также природоохранительные акции. Так, например начальные классы принимают участие в таких акциях, как «Пернатые друзья» и «Осенние мотивы». Учащиеся среднего и старшего звена активно участвуют в операциях «От чистого двора – к чистой планете», «Листопад», в трудовых десантах, в работе по благоустройству школы и её территории.
Для организации эффективного обучения школьников, нам представляется вполне целесообразным использовать для решения проблем экологического воспитания и образования именно новые формы работы с детьми – нестандартные уроки в виде игровых занятий по экологии. Нетрадиционные формы – это импровизированные занятия, имеющие нестандартную структуру. Воспитание экологической культуры не следует проводить только в кабинетных условиях. По этой причине классные руководители нашей школы проводят экскурсии по родному краю...

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

146