Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

30.11.2017 10:56 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 22 от 29.11.2017 г.

Учитель начальных классов

Автор: В. Львова

Интеллигентная, выдержанная, застенчивая – Кизильгуль Магарамовна Эмирбекова – учитель начальных классов лицея № 9 притягивает к себе с первого взгляда и слова. Общаться с ней, словно чистой воды попить.

Всё начинается с детства... У Кизильгуль отец Магарам Салманович Гасанов был прокурором и его по долгу службы направляли на работу в разные районы: Ахтынский, Каякентский, Ногайский, Кизилюртовский и в г. Махачкалу. Магарам Салманович пользовался огромным уважением не только среди своих коллег, прежде всего – в своей семье. Заметим с восхищением, семья у него была многочисленной – десять детей! Он с четырёх лет рос сиротой, поэтому с малолетства мечтал иметь большую семью. Кизильгуль его обожала и хотела быть достойной дочерью. Отец своим детям привил огромную тягу к знаниям. Он трепетно следил за ними, их успеваемостью, посещал родительские собрания, направлял на путь истинный.

Больше всего Кизильгуль запомнились слова благодарности учителям, с которыми пришлось встретиться отцу на жизненном пути. Магарам Салманович возносил их на такую недосягаемую высоту, что Кизильгуль захотелось стать одной из них и тем самым порадовать отца. Она без всяких сомнений и раздумий после окончания школы поступила на биологический факультет в ДГУ. Она любила природу, знала о ней почти все и планировала вести уроки биологии, но судьба решила её планы отредактировать по-своему.

После окончания университета Кизильгуль устроилась на работу в девятую школу, но там биолог уже был принят. Директор школы Шамсият Алимерзаевна Насрулаева попросила молодую учительницу Эмирбекову временно поработать с учениками начальных классов. Кизильгуль Магарамовна согласилась, мало того, вскоре так полюбила малышей и их родителей, что уже больше не захотела ничего менять в своей профессии...

Наш разговор начался с того, что с малышами работать намного труднее, нежели с более взрослыми детьми.

– Детей надо чувствовать, – уверенно высказалась Кизильгуль Магарамовна, – проявлять к ним терпение и выдержку. Если учитель с первых дней знает фамилии, имена своих учеников, знаком с их родителями, то и результаты не заставят себя долго ждать.

– Я на это тоже обратила внимание. Проводила среди первоклассников конкурс чтецов, а учителя при заполнении грамот и дипломов не знали фамилий своих учеников. Интересно, что в одной московской школе я услышала, как учительница первого класса называла своих учеников по имени и отчеству. И ребенок вел себя соответственно – по-взрослому.

– Кизильгуль Магарамовна, а чем можно объяснить тот факт, что дети при переходе из начальной школы в среднюю меняются не в лучшую сторону?

– Психологи и научные работники объясняют это так: учитель начальной школы, доведя свой класс до выпуска, проработав (прожив) с этими детьми четыре года, помнит их неумелыми первоклассниками, знает, сколько трудностей уже преодолел каждый ученик, какой потенциал для дальнейшего роста накопил. Выпуская класс, учитель любуются окрепшей самостоятельностью своих учеников, радуется их образованности. Принимая новый класс в средней школе, учитель-предметник приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными. С этажа начальной школы, где четвероклассники были самыми рослыми, они перемещаются на этажи средней школы, где оказываются самыми мелкими. Еще более резкое и неизбежное изменение шкалы оценок взрослости и самостоятельности при переходе из начальной в основную школу происходит на уроке в результате смены учителей. Учителя старших классов требуют большей самостоятельности в работе с текстами.

– Что делать, чтобы этот переход стал менее болезненным?

– Учителю младших классов необходимо одновременно работать не только с "говорящими ", но и со "слушающими ": приучать каждого ученика в классе к тому, что все, сказанное здесь и сейчас, адресовано ему лично, что говорящий ждет его ответа; что он имеет право недопонять и переспросить, но не имеет права не услышать и не отозваться.

– Авторы, дающие рекомендации учителям, просят дать возможность высказаться всем желающим. Школьник, дескать, должен иметь свою точку зрения. Где взять время для выслушивания каждого ученика, если их в классе больше тридцати?

– Вы совершенно правы: мнение каждого ученика практически никогда не может быть выслушано и обсуждено. Когда какой-либо ученик в азарте вскакивает с места и выкрикивает свой ответ, большинство его одноклассников опускают поднятые руки: необходимость в их мнении отпадает. Если учитель, настроенный чрезмерно гуманистически, старается выслушать более пяти-семи мнений по каждому вопросу, это, как правило, разрушает предметную определенность урока. Обычно урок начинается с вопроса учителя, который содержит суть проблемы, обсуждавшейся на предыдущих уроках, и не предполагает пространного ответа. В этом случае личное мнение ученика никому не нужно.

В начальной школе преобладает устная работа, развертывающаяся как диалог, состоящий из очень коротких реплик. Работа с учебниками и другими письменными источниками информации в начальной школе еще по-настоящему не развернута. В средней школе сразу появляются тексты (письменные и устные), содержащие не только частную информацию, но и развернутые рассуждения, описания способов анализа и обобщения фактов, разные трактовки и выводы, которые можно сделать на основе тех или иных эмпирических данных...

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

743