Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

14.10.2017 15:29 Суббота
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 19 от 12.10.2017 г.

Сорок пять лет у доски

Автор: В. Львова

В этом году учительница начальных классов школы № 6 им. Джаватхана Далгатова (Новый Хушет) Салихат Алжанбековна Хизриева отметит 45-летний учительский юбилей.

Заместитель директора Гаджизури Магомедшапиевна Кавтарова с огромным уважением отозвалась о коллеге: «Салихат Алжанбековна – истинный педагог. Я не знаю всех её педагогических тайн, но её ученики очень дисциплинированы и активны. Они ловят каждый её взгляд, интонацию голоса и понимают её с полуслова, с полувзгляда. Они добры, внимательны друг к другу, активно участвуют в школьной жизни…»
Салихат после окончания восьмилетки пошла учиться в Сергокалинское педагогическое училище. В их большой семье (девять детей) все тяготели к знаниям. Педагогическая деятельность началась в Левашинском районе, а оттуда вместе с мужем переехала в г. Каспийск. Салихат Алжанбековна очень быстро влилась в педагогический коллектив, участвовала в различных конкурсах, в том числе и на звание «Лучший учитель». Заочно окончила педагогический вуз.
...Когда речь зашла о первоклассниках, которые совершенно не признают никакой дисциплины, Салихат Алжанбековна посоветовала: «Строгого учителя дети сразу начинают слушаться, а строгость должна быть внутренняя. Если даже учитель улыбается, но он с сильным характером, дети это быстро поймут... К примеру, набирая первоклассников, первые недели надо показать строгость и ответственность, серьезность и нужность получения знаний. Без дисциплины нет и процесса обучения. Не зря же среди учителей ходит изречение: "Сначала наладь дисциплину, а уж потом свои личностно-ориентированные методы используй!" Опыт показывает, если в первую неделю работы учитель не наведёт дисциплину, дальше будет хуже. Следует на первых же уроках заинтересовать детей, тогда будет толк. Кроме того, сразу становится видна разница в умственном потенциале каждого нового набора. Мне в этом помогают различные игры на переменах, динамические минутки...
– Салихат Алжанбековна, в начальной школе с каждым годом увеличивается количество гиперактивных детей, которые плохо понимают слово "нельзя", капризничают, не имеют чёткого разделения определений "плохой" и "хороший", совершают необдуманные поступки. Эти дети постоянно ёрзают на стуле, качаются, ходят по классу во время урока, могут выйти в коридор, заявляя: "Я устал".
– Все эти проблемы являются порождением материнской депривации. Все это происходит в результате повышенной возбудимости нервной системы. Ребёнок не может сосредоточиться длительное время на одном предмете. Он часто вступают в конфликт не только со сверстниками, но и с учителями, так как не признаёт авторитетов.
Гиперактивный ребёнок должен постоянно находиться в поле зрения учителя. Кипучую энергию ребёнка надо направлять в правильное русло, к примеру, пусть раздаёт тетради, вместе с учителем готовится к следующему уроку, готовит доску, приносит воду для полива цветов, является помощником учителя. Нельзя к нему предъявлять слишком завышенных или заниженных требований, задание давать в соответствии со способностями ребёнка. На уроках использовать элементы игры, соревнования, ведь именно в игре ребёнок полностью раскрывается. Был случай, когда я очень активного мальчика попросила взять шефство над скромным и тихим мальчиком. С кем поведешься, от того и наберёшься… Думаю, хулиганистых мальчишек надо чаще гладить по голове и спине, тем самым показывая любовь и заботу. Ведь нередко в корне проблем такого ребёнка лежит недостаток любви со стороны родителей. Нельзя на гиперактивного ученика кричать, быть излишне требовательным, важно помнить, что с ним надо договариваться, а не ломать его. Если заниматься с ними правильно, то возможности самореализации в жизни у них будут лучше, чем у других, так как такие дети обладают яркой индивидуальностью, сильным характером и нестандартным мышлением.
– Раньше считалось, что полноценное обучение детей должно начаться с шести-семи лет. В таком возрасте дети уже достаточно самостоятельны, они многое умеют (ухаживают за собой), понимают, а значит, они уже готовы к обучению. Современные психологи считают, что обучение ребенка надо начать ещё в дошкольном возрасте.
– Я думаю, что самый лучший возраст, когда ребенка можно научить быстро читать – четыре года. Многие родители не соглашаются с этим мнением, дескать, в этом возрасте дети еще совсем малы. По мнению психологов, трехлетний возраст можно назвать самым кризисным в развитии детей. Дети в этом возрасте больше капризничают и выставляют на показ своё «Я». Надо знать, что в таком возрасте ребенок уже сформирован как личность, хотя он ещё многое не умеет делать. Самое важное то, что он уже познает окружающий мир и умеет заявить о себе. Многие трёх-четырёхлетние дети активно разговаривают, задают вопросы. Главное – не пропустить такое время для развития ребенка, который уже учится понимать предназначение окружающих предметов. У детей в этом возрасте развита логика, воображение, у них замечательная память. Ребенок не устаёт запоминать, учится. В дошкольном возрасте очень легко научить ребенка иностранным языкам...
Знаю по опыту, значительно легче научить четырёхлетнего читать по слогам, чем шести-семилетнего. Для начала выучите с ним буквы. Ведь если он не будет знать буквы, так и не научится читать. Запомните еще одно правило: не озвучиваете буквы как “бе” или “де”. Учите буквы такими, какие они на самом деле («б», «д»), иначе ребенку будет сложно соединять буквы и составлять слова. Если не знаете, в каком порядке учить буквы, советую взять учебник первого класса. Для того, чтобы ребенок запоминал лучше, можно в его комнате развесить плакаты с алфавитом. Они помогут развивать у ребенка пассивную память. Особенно ребенок запомнит яркие цвета и красивые картинки... Можно так же купить для ребенка магнитные доски, где бы он смог складывать буквы и составлять слова. Чтобы легче было запомнить, нужно покрасить гласные буквы в один цвет, а согласные – в другой. От того, как он будет читать, зависит и то, как потом он осилит остальные предметы. Для развития памяти можно играть с ним в разные увлекательные игры. Золотое правило: родители должны помогать детям в расширении кругозора. Затем, чтобы, повзрослев, малыш с радостью и интересом ходил в школу.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

44