Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

27.08.2016 11:31 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13-14 от 23.08.2016 г.

Ш. Шахов: «Достижений много, но впереди еще немало задач»

Автор: Э. Шейхова

Прошло практически три года с момента назначения министром образования и науки РД Шахабаса Шахова. За этот период в системе образования региона произошли существенные позитивные сдвиги.
Министр поделился с нами о переменах в области образования республики, о перспективах развития системы образования Дагестана в целом.

– Шахабас Курамагомедович, какую оценку можете поставить системе образования лично Вы?
– На мой взгляд, система образования Республики Дагестан вступила в стадию актуализации содержательной составляющей и качественных показателей развития.
За прошедшие несколько лет руководством Дагестана проделана колоссальная работа по восстановлению инфраструктуры детских садов, школ и колледжей. Построены десятки новых образовательных учреждений. В ходе реализации «Комплекса мер по модернизации образования», мы постарались привести в соответствие нормативную базу образовательных организаций, обеспечить их соответствие действующему законодательству и требованиям государственных стандартов.
Практически все образовательные организации привели в соответствие уставы и другие нормативно-правовые акты, большинство из них прошли процедуры лицензирования и аккредитации. Обновлена материально-техническая база колледжей, созданы условия для развития системы профессионального образования, получена первая партия школьных микроавтобусов. Значительные средства были направлены на развитие инфраструктуры.
Таким образом, сегодня педагогические коллективы имеют возможность полностью сосредоточиться на содержании образовательного процесса, повышении качества оказываемых образовательных услуг, внедрении инновационных форм и методов обучения.
Возвращаясь к вашему вопросу, я думаю, что хорошую оценку системе образования можно поставить.
Однако, необходимо отметить, что проблема нехватки мест в дошкольном и общеобразовательном уровнях у нас все же остается. В последние годы при строительстве образовательных учреждений мало уделялось внимания малокомплектным школам, строительство велось преимущественно в городах и районных центрах. Порядка 200 школ (с малочисленным контингентом), расположенных в горной местности, находятся в крайне неудовлетворительном состоянии.
В результате внутренней миграции серьезную нагрузку испытывают городские школы, где количество детей в классах порой доходит до 40, при этом в сельских школах наполняемость снижается. Из-за этого некоторые школы работают в три смены. Понятное дело, что это не способствует высокому уровню образования. Мы стараемся создать такие условия, чтобы исключить трехсменку.
Недостаточное внимание уделяется инклюзивному образованию, коррекционным образовательным организациям. Есть школы, у которых нет материальной базы. Как видим, достижений много, но впереди еще немало задач.

– Расскажите, пожалуйста, какие еще изменения ожидаются в системе образования?
– Нам необходимо создать такие условия, чтобы дети могли получить качественное дошкольное, школьное и даже профессиональное образование рядом с домом. Пристальное внимание будет уделено, прежде всего, проблемам сельской школы: укреплению учебно-материальной базы, строительству новых учреждений.
Важно обновить содержание и технологии обучения, активнее использовать потенциал информационно-коммуникационных средств.
Ключевым направлением развития системы образования республики, видимо, станет интеграция уровней образования. Это обеспечит непрерывность образования, единое образовательное пространство. В этом направлении во всех общеобразовательных школах введена предпрофессиональная подготовка (обучение рабочей профессии) выпускников по 11 профессиям. Через социальное партнерство общеобразовательных школ и колледжей за два года учащиеся 10 и 11 классов овладеют такими рабочими профессиями, как делопроизводитель, младшая медицинская сестра, художник по костюму, лаборант-эколог и другие.
Считаю перспективным интеграцию в форме образовательных комплексов. Первый образовательный комплекс «Детский сад № 5 – школа-интернат и филиал колледжа сферы услуг» в сентябре 2016 года начнет действовать в г. Южно-Сухокумске. Такая форма обеспечит не только единство образовательного потенциала, но и возможность совместного использования материально-технической базы, кадрового потенциала.

– Как Вы считаете, что такое качественное образование? По каким критериям Вы его оцениваете?
– Прежде всего, требования к образованию отражены в федеральных государственных образовательных стандартах. Качественным следует считать систему образования, где участники образовательного процесса достигают максимально высоких показателей в овладении знаниями, умениями, где созданы условия (образовательная среда, инфраструктура, учебно-методическая и учебно-материальная базы, компетентные педагоги) для удовлетворения потребности личности.

– Не могу не затронуть тему ЕГЭ, какое влияние оказали на его ход меры по ужесточению контроля?
– Наверное, без ЕГЭ мы не смогли бы увидеть проблемы системы образования. Его анализ, как инструмент оценки качества образования, позволяет достаточно точно определить не только уровень знаний обучающихся, но и качество преподавания тех или иных предметов, выявить глубинные проблемы отдельно взятой школы и муниципального района.
Могу заверить в том, что преимуществ у ЕГЭ намного больше, чем недостатков. Выпускники, которые приступят к занятиям в вузах и колледжах, мои слова подтвердят.
Однако, результаты ЕГЭ нас не удовлетворяют, поэтому определен комплекс мероприятий по подготовке выпускников к ЕГЭ, который охватит не только школьников, но и педагогов, так как только систематическая работа на протяжении всех лет учебы обеспечит успешное прохождение итогового экзамена.
Повышению уровня подготовки выпускников к итоговой аттестации призваны способствовать учебный проект «Я сдам ЕГЭ»,  а также методическая помощь учителям русского языка и математики сельских школ с низкими результатами ЕГЭ. В сельские общеобразовательные школы были направлены 160 лучших педагогов из г. Махачкалы, г. Хасавюрта, г. Дербента, г. Кизилюрта и Хасавюртовского района. При активной поддержке и участии Ассоциации учителей русского языка и литературы России проведены I Всероссийский форум учителей русского языка и литературы и Всероссийский фестиваль методического мастерства.
В рамках федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016 — 2020 годы в Республике Дагестан с июля начата совместная работа с Институтами развития образования г. Ростова, г. Краснодара, г. Тамбова по прохождению курсов повышения квалификации всеми учителями русского языка и начальных классов общеобразовательных организаций.
В результате принятых мер средний балл ЕГЭ по основным предметам в последние 2 года вырос: по русскому языку – на 8, по математике – на 12. Количество выпускников, оставшихся без аттестата, снизилось более чем в 2 раза.

– Наступает новый учебный год, что пожелаете учителям?
– Поздравляю всех педагогов и работников образования с Днем знаний и началом учебного года! Образование – это надежный фундамент, на котором строится благополучие страны и от нас с вами зависит, насколько глубокие знания получат учащиеся, реализуют ли они свой потенциал, подружатся ли со спортом, станут ли настоящими патриотами. Хочу пожелать всем оптимизма, энергии, новых профессиональных побед, здоровья, чтобы еще не одно поколение ваших воспитанников смогло получить достойное образование и путевку в жизнь.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

58