Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

30.06.2016 15:37 Четверг
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12 от 29.06.2016 г.

Повысить престиж профессии учителя

Автор: З.В. Борзова
доцент кафедры ЕО ДИРО

Источник фото: www.poznaysebia.com

За последнее десятилетие в России принят «Закон об образовании», выдвинуты различные концепции, нацеленные на развитие образования и получение качественных результатов. Большое внимание вопросам образования уделяют и Президент РФ В.В. Путин, и Глава Республики Дагестан Р.Г. Абдулатипов.

ЮНЕСКО выделяет несколько факторов, влияющих на качество образования:
1. качество преподавательского состава;
2. качество обучающихся, их мотивация;
3. качество образовательных программ и учебников;
4. качество технологий обучения;
5. качество технологий тестирования и проверки знаний;
6. качество управления ОУ.
На наш взгляд, основополагающим фактором является учитель, его личность, которая, начиная с ранних лет (как и семья) формирует качества ученика, необходимые для дальнейшей жизни.
В этологии (наука о поведении животных) есть понятие «импринтинг» – запечатление. Это когда вылупившиеся из яиц цыплята или утята ходят не за родительницей, а за  тем, кто был в момент вылупления. Нечто подобное происходит и у человека, и психологи отмечают особую значимость первых лет жизни для формирования характера и стремлений человека.
Жизненные события начальной поры запоминаются во многом благодаря «эффекту первой учительницы», ведь для первоклассников она становится неоспоримым авторитетом во всем: «Учительница сказала…», – говорят они и поступают в соответствии с ее рекомендациями.
Что определяет роль и значение учительского труда, в чем состоят его функции в обществе? Ответ очевиден: школа, педагог способствуют развитию интеллектуального и духовно-нравственного потенциала государства, выполняя при этом социальную роль. Еще в 1966 г. на межправительственной конференции в Париже были приняты «Рекомендации о положении учителя», в которых отмечена социальная и психолого-педагогическая значимость деятельности педагогов.
Для успешной жизни нужны не только и не столько знания, сколько характер. Как гласит пословица, «посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Поэтому в период учебы важно «выковать» такие качества, как ответственность, решимость, самостоятельность, умение отстаивать свои убеждения и прислушиваться к мнению других, быть мобильным и лабильным. Эти качества в виде метапредметных компетенций описаны в Стандартах II поколения.
Есть ли надежда на то, что среднестатистический дагестанский учитель готов взять на себя реализацию требований ФГОС и Закона об образовании?
В современной школе, в т. ч. и Дагестане, преобладающая часть учителей – женщины. Среди учителей естественного цикла мужчин – не более 10%. Хорошо это или плохо? Природа сделала так, чтобы в появлении на свет человека участвовали двое, значит, и в воспитании и формировании характера должно быть два начала: мужское и женское. У мужчин и женщин разный жизненный опыт, разные точки зрения по многим вопросам, что способствует всестороннему развитию ребенка, формирует оптимальные жизненные ориентиры.
Попадая в детский сад, а затем в начальную школу, ребенок оказывается под покровительством и контролем женщин и у него закладывается феминизированная модель поведения, которую он переносит в свою жизнь независимо от пола. А ребенку нужен положительный пример не только женского, но и мужского поведения.
Другая проблема состоит в возрастном составе учительского  корпуса. Средний возраст учителя – за 40-50, учителей со стажем до 10 лет – около 10%. С каждым десятилетием у многих педагогов уменьшается профессиональная мобильность, заготовленные когда-то планы уроков не хочется переделывать, дополнять новыми фактами, приемами. Тема урока отшлифована так, что нет никаких зазоров, куда бы втолкнуть «этот ФГОС» (хотя исключения тоже бывают). Положительными моментами у педагогов этой категории являются знание предмета и жизненный опыт. Но остаются трудности с освоением информационно-коммуникативных технологий, формированием метапредметных компетенций.
Категория учителей со стажем до 10 лет  более мобильна, но у нее свои проблемы: недостаточно глубокое знание предмета и методики. Зато на стороне молодых – владение ИКТ, использование иллюстративного материала в виде слайдов и кинофильмов, которые делают обучение менее однообразным; хотя это не всегда стимулирует учащихся к систематическому труду.
Проблемы, связанные с недостаточной предметной и методической подготовкой учителя, могут быть частично решены через курсы повышения квалификации. Частично, а не полностью, так как 3-недельные курсы не могут заменить 4-5-летнее обучение в вузе, они могут только сформировать навигационную систему, которая позволит выстроить собственный путь к профессии.
Педагогический университет и различные филиалы вузов Дагестана продолжают набирать и выпускать специалистов для школы, хотя ажиотажа нет. Но поступают туда те, кто не набрал баллы  по ЕГЭ для более престижных специальностей. А из закончивших университет только 10-15% идут в учительскую профессию. Эти факты говорят, к сожалению, о непрестижности педагогического труда для молодежи, планирующей свое будущее.
В нынешних условиях престижность той или иной профессии определяется ее значимостью для общества, выраженной в денежном эквиваленте. В школе, чтобы заработать на достойное (не роскошное) существование, нужно отработать не 1 ставку (18-20 часов), а, по крайней мере, в 2 раза больше, или искать дополнительный заработок. В городе это репетиторство, в сельской местности – домашнее хозяйство, реализация выращенной на участке продукции. Это отвлекает от основной работы, повышения собственного интеллектуального и профессионального уровня, расходует физические силы. И тогда может возникнуть такая ситуация, что, придя на урок, учитель скажет: «Дети, откройте учебник и перепишите в тетрадь 1-й и 2-й абзацы». При таких условиях – не до внеклассной работы, которая требует не только дополнительного времени, но и обширных знаний.
Современные методические руководства рекомендуют учителю использовать в работе разнообразные педагогические технологии. Технология – наука об искусстве, процессе, а педагогическая технология – искусство общения с детьми, мастерство в организации учебного процесса, эрудиция, умение перейти с одной темы на другую, умение ответить на все (или почти все) детские «почему?» Артистизм, наконец. Корректная одежда без излишеств, прямая спина, твердая, уверенная походка. Учитель должен помнить, что он всегда «на виду» и будет или «матрицей» для своих учеников, или никем – уйдут и забудут.
Каким должен быть современный учитель? Министерство труда и социальной защиты разработало «Профессиональный стандарт педагога», подробно описывающий обобщенные трудовые функции, а также функции воспитательной, развивающей деятельности, по проектированию основных образовательных программ на 12 страницах. Только необходимо его досконально изучить.
Подведем итоги.
1. Личность учителя во многом влияет на формирование личностных характеристик учащихся и, следовательно, на качество учебного процесса и результаты обучения.
2. Среднестатистический портрет современного учителя в  Дагестане – это материально обеспеченная женщина предпенсионного или пенсионного возраста.
3. Для привлечения в школу студентов – отличников, выпускников пед. вузов женского и мужского пола  соответствующим структурам необходимо не только осознать огромную социальную роль учителя и призывать к его совести, но и обеспечить достойной зарплатой. Большим начальникам надо понять, что будущее Дагестана – за нынешними учениками, и готовит их нынешний учитель. А каков учитель – таково и будущее.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

612