Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

19.06.2016 11:02 Воскресенье
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 11 от 15.06.2016 г.

Слово не должно стать кнутом...

Автор: В. Львова

Зазай Абакаровна с первых минут знакомства очаровывает своей смущённой улыбкой, сдержанностью и внутренней притягательностью... Она – красавица! Дети и коллеги ею восторгаются и поддерживают все новаторские идеи в деле воспитания.

После знакомства с ней  каждый человек наполняется тихой радостью и уверенностью в том, что прекрасные учителя не перевелись и никогда не переведутся. У Зазай Хайбулаевой есть особая черта в характере:  она всегда идёт навстречу любой просьбе.
Был такой случай: я показала её детям фильм, а в других классах отсутствовала киноаппаратура. Зазай Абакаровна пошла навстречу другим учителям и предоставила свой класс для просмотра. Ей пришлось несколько уроков провести в других кабинетах, и ни разу она не показала, что недовольна таким положением дел. Подобных случаев было немало! Кто бы  к ней не обратился за помощью, отказа никто не получает.
Я знаю её маму – Хадижат Гаджиевну, боевую и громкоголосую  учительницу начальных классов Зубутли-Миатлинской школы, где учительствует и Зазай, но они – небо и земля. Пламя и лёд! Хадижат Гаджиевна очень любит школу и детей, Зазай решила повторить её путь. Мало того, и дед Умаргаджи в Старых Миатлах  долгие годы трудился в школе и тоже учителем младших классов.
Хадижат Гаджиевна, узнав, что её  дочь не собирается поступать в медицинский институт, куда ей советовали идти все родственники, не стала её отговаривать. Просто дала понять, что у неё своя голова на плечах, а, если что, то  помочь она ей сможет и советом и делом... Зазай подала документы в педагогический вуз.
Окончила университет, вышла замуж, родила троих детей, в школе сеет "доброе, вечное"  уже десять лет.
Зазай Абакаровна очень выдержанный педагог. Как она этого добивается? В ответ улыбается.  Приводит слова Василия Сухомлинского: «Слово учителя ничем незаменимый инструмент воздействия на душу ребёнка. Искусство воспитателя включает прежде всего искусство говорить, обращаться к детскому сердцу… Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы… Слово педагога должно «успокаивать».
Зазай Хайбулаева не призывает детей быть старичками.
– Если в классе тишина, если дети молчат, – это для меня подозрительный знак, – делится она своими наблюдениями. – Дети не любят назиданий и многословия. Когда долго говоришь, то на лице ребёнка можно прочитать только одно: скорее бы учительница замолчала. Каждое слово, обращённое к ученикам, должно быть продуманным, мудрым, полновесным, чтобы слово не обесценивалось, наоборот – чтобы цена слова постоянно возрастала.
Она знает, что  должна создать такой психологический контакт, который позволит ребёнку полностью раскрыться. Зазай Хайбулаева  за сотрудничество, за продуктивное общение между ею и учениками. Она за то, чтобы дети ходили за ней буквально по пятам.  Как этого добиться?! Очень просто,  считает Зазай Абакаровна, нужно увлечь детвору общим делом. При этом учитель должен выполнять роль наставника, старшего товарища, исключая панибратства, формы устрашения, заигрывания и попустительства. Она  учит детей учиться и развиваться самим.
Обычно уроки свои начинает со слов любви к малой Родине.  Её ученики знают историю Дагестана, Кизилюртовского района, селения Зубутли-Миатли, в котором они живут...
У каждого учителя есть любимчики в классе. К одним детям учитель относится позитивно, а к другому негативно. «Плохому» ученику даёт меньше времени на обдумывание ответа, постоянно его торопит или прерывает, не использует наводящие вопросы и подсказки, никогда не улыбнётся, при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому ученику. Очень часто говорит ему: «Разве от тебя услышишь правильный ответ, ты постоянно плаваешь, ходишь вокруг да около...» По этой причине «плохие» ученики вообще стараются не обращаться к учителю, они остро чувствуют его необъективное к себе отношение  и болезненно переживают свои неудачи.
Далеко ходить не стану. У моей знакомой семилетняя девочка очень хочет участвовать во всех общешкольных мероприятиях, но её по неизвестным причинам не включают в списки активистов. Она сильно переживает, а учительница убеждена в одном: лучше пусть меньше детей участвуют в конкурсах, но обязательно они должны быть победителями. По мнению педагога,  количество – это необязательно, поэтому в её классе всегда во всех мероприятиях участвуют только «проверенные» дети, которые не подведут.
Если такому учителю сказать, что он поступает непедагогично, он искренне удивится, так как  никогда даже не задумывался о том, какое сильное влияние своим отношением он оказывает на детей, определяя их программу дальнейшего развития.
Если к тому же учитель не может управлять своим эмоциональным состоянием: раздражается, кричит, оскорбляет, то ученик теряет интерес к учёбе и вообще к жизни.
Даже при незначительных успехах учеников Зазай Абакаровна щедра на похвалу. Она старается это делать в присутствии других, а ругает с осторожностью, чаще наедине, стараясь не задеть его достоинство, гордость. Ведь общий язык с детьми – это не язык команд, а язык любви и доверия.
...Слово учителя должно правильно воздействовать на чувства и сознание детей, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности и тогда в будущем, покинув школу, каждый из них скажет о своём учителе только доброе слово.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

90