Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

19.05.2016 15:47 Четверг
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 9 от 17.05.2016 г.

Трудовое воспитание школьников

Автор: А.И. Абдурахманова
учительница русского языка и литературы, МКОУ «Тидибская СОШ», Шамильский район

Источник фото: http://ped-kopilka.ru

Именно в труде, и только в труде, велик человек, и чем горячей его любовь к труду, тем более величественен он сам, тем продуктивнее, красивее его работа.
М. Горький

Актуальной, наболевшей проблемой сегодня в школах является неудовлетворительное, на мой взгляд,  состояние здоровья учащихся. Хотя руководство страны часто бьёт тревогу по этому поводу и предпринимает какие-то действия, сама обстановка в современном мире и образ жизни, который ведёт  молодое поколение, дают мало надежды на оптимистический прогноз.  Любой человек преклонного возраста может рассказать, каким богатырским здоровьем обладали наши предки, какими сильными телом и духом  были эти люди. Причина кроется не только в том, что окружающая среда была тогда более чистой, а продукты  питания – натуральными. Наши славные предки, чтобы выжить в суровых условиях, много и упорно трудились, и потому отличались от нынешнего поколения отменным здоровьем. В современной комфортной жизни физический труд во многом заменён умственным. Большинство школьников  сегодня ведут сидячий образ жизни и не в силах оторваться от «всемирной паутины», вследствие чего  растут слабыми, невыносливыми, неготовыми без родительской помощи к взрослой, самостоятельной жизни,  молодыми людьми. К тому же, питаясь чипсами и другими продуктами сомнительного качества, наши дети меньше стали заниматься физическим трудом на свежем воздухе, что и сказывается на их самочувствии.  Думаю,  ситуация в сельской местности пока обстоит относительно лучше, где сама рабочая обстановка благоприятствует сохранению наследия предков. Приучение детей к труду с малых лет, cложившиеся в течение веков народные традиции, внеклассная и внешкольная физическая работа частично восполняют в горах этот пробел, но и здесь цивилизация со всеми её плюсами и минусами уже дышит в затылок.
Как же поступить, чтобы выбрать золотую середину? Не качнётся ли в итоге маятник в другую сторону, не будет ли мешать физический труд учащихся учебному процессу в век высоких технологий, когда  образовательные программы в нашей стране с каждым годом усложняются в стремлении не отстать от мировых стандартов? Во время посещений классными руководителями с текущими и четвертными оценками родителей, от некоторых из них можно слышать такие фразы: «Мы своих детей физическим трудом особо не беспокоим, больше внимания уделяем учёбе. Для этого мы создали для них все условия, пусть стараются и не отвлекаются от учёбы…» Приходится убеждать, что такой подход к воспитанию детей с их стороны является недопустимым. Физический труд не может мешать умственному, наоборот, он стимулирует работу мозга. Главное, не перегружать ещё не сформировавшийся организм школьника. Кроме того, труд воспитывает в человеке множество замечательных качеств, которые в дальнейшем понадобятся ему в жизни. Как подчёркивал швейцарский педагог-демократ Песталоцци, «посильная трудовая деятельность способствует развитию у детей человеческого достоинства, трудолюбия, настойчивости, добросовестности и других положительных нравственных качеств».
Отрадно отметить, что в Тидибской средней школе всегда понимали важность трудового воспитания учащихся. Буквально с первого класса их здесь приучают к трудолюбию, воспитывают в духе уважительного отношения к рабочему человеку. Организованное участие всех детей в общешкольных  субботниках и сельхозработах стало доброй традицией.
Рядом со школой находится  приусадебный участок в 0,5 га, который распахивается старшеклассниками, где посажены фруктовые деревья,  картофель, фасоль, кукуруза. Свою лепту по уходу за ними вносят и школьницы. Урожай и плоды труда учащихся с этого небольшого участка поступают на питание детишкам  из группы продлённого дня...
Самым действенным методом влияния на детей, по моему опыту работы, является личный пример учителя, а в Тидибской школе педагоги весьма талантливы и трудолюбивы. Помимо основной работы в школе, каждый из них в свободное время занимается строительными работами, их  дар и способности находят применение как в красивом внешнем и внутреннем оформлении школы, так и в будничной жизни села. Дети это видят, они запоминают и лучше любых слов  убеждает  их последовать примеру воспитателей. Дважды в году, в учебно-воспитательных планах классных руководителей помещается раздел «Трудовое воспитание», где запланированы такие беседы, как: «Народные промыслы жителей аула Тидиб в XIX веке», «Труд моих односельчан раньше и теперь», «Сельскохозяйственные работы гидатлинцев» и т.д. Мы посещаем школьный музей, где размещены самые разнообразные орудия труда горцев и другие мероприятия. Кроме полезных бесед на данную тематику уделяется внимание и живому общению учащихся с ветеранами труда, испытавших на себе все тяготы и лишения прошлых лет.
Любовь к труду, конечно же, прививается и на уроках технологии. Украшением школьной мастерской являются разнообразные изделия, выполненные руками  учащихся. В школе функционирует и кружок вязания, кройки и шитья. Практикуются девушки, как на школьной кухне, так и у себя дома, изготавливая различные блюда.
...Вырастить физически крепких, трудолюбивых, духовно богатых и нравственно красивых личностей – такую задачу должен поставить перед собой каждый из нас.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

291