Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

15.04.2016 15:54 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 7 от 13.04.2016 г.

Роль уроков КТНД в духовно-нравственном воспитании учащихся

Автор: М.Г. Газалиев
директор Андыхской СОШ, Заслуженный учитель РД, Шамильский район

Источник фото: https://img-fotki.yandex.ru/

Исключительное значение имеет предмет «Культура и традиции народов Дагестана» в этнопедагогизации национальной школы, в деле  выполнения национальной школой своего главного предназначения – духовного воспроизводства этноса, в сохранении и развитии национального характера и менталитета народа через своевременную передачу подрастающим поколениям выработанных тысячелетиями духовных  ценностей наших предков.

С этой целью в соответствии с программой по КТНД для 4 класса в 2002 году нами разработано  учебное пособие для аварских школ, где на конкретных фактах, примерах из истории и современности формируется ясное представление о единой основе и общности культуры и ведущих традиций всех народов многонационального Дагестана.
Здесь излагаются такие вопросы, как: сведения о Дагестане и его народах, сведения о культуре и ее разновидностях, «Народные требования к морально-этическому и физическому облику человека», «Традиционные собственные имена», «Обращения, приветствия, благопожелания», «Народные правила добропорядочности», «О гостеприимстве», «О родном языке и ее диалектах и говорах», «О традиционной одежде», «Традиционные виды труда», «Об устном народном творчестве», «Музыкальная культура горцев», «Народный спорт», «Календарные и религиозные праздники», «О родной природе и народной экологии» и т.д.
Основное содержание учебника КТНД для 4 класса направлено на духовно-нравственное воспитание учащихся, усвоение традиций человечности, объединяющих нравственно-этические традиции и главные духовные богатства дагестанских народов  – установление между людьми подлинно человеческих гуманных отношений, как в семье, так и обществе.
Содержание образования этого предмета в начальных классах направлено на формирование такой важнейшей категории нравственного кодекса горцев, как намус. Намус  – это понятие, характеризующее моральные критерии и принципы народа – гражданская совесть, умение всегда и везде помочь ближнему, уступить ему, выручить его, уважение к старшим, приобщение к труду и т.д.
Другая древняя высоконравственная  традиция, нашедшая  отражение в учебнике  – это обычай гостеприимства.
По издавна сложившимся  обычаям каждый горец считал за честь достойно принять гостя. Гостей  принимали в любое время дня и ночи. У дагестанцев существовал даже обычай: когда садились обедать и ужинать, все делили поровну между членами семьи и отделяли порцию на случай, если приедет запоздалый гость. Через традиции гостеприимства лежал путь и к  куначеству. Нередко знакомство, начавшееся с гостеприимства, превращалось в дружбу, то есть гость и  хозяин становились кунаками. Слово же кунак означает «друг», своего рода побратим. Если кунаки по-настоящему сближались, они готовы были жертвовать всем своим имуществом и жизнью ради укрепления своих связей. Отношения между кунаками иногда были настолько близкими, что в случае смерти родителей кунак брал детей умершего к себе в семью. В разные годы понятие куначества было осквернено и объявлено вредным пережитком прошлого, но народ все равно не прерывал старых традиций куначества.
...Хотя в этом мероприятии наблюдается некоторая искусственность, но подобное сближение людей разных национальностей и празднование Дня кунака в Дагестане считаю правильным и полезным. Опыт куначества для  нас не нов. Так, в 2012 году, в нашем селе в качестве кунака в семье Амиргамзаевых  гостил ученик 9 класса селения Яникой Чегемского района Кабардино-Балкарской республики С. Жарашуев. В этом учебном году около двух недель провёл в доме Н. Гаджиева, у своего ровесника – ученика 10 класса М. Дибирова – ученик 9 класса школы № 1 г. Дагестанские Огни Н. Муртазалиев.  Оба гостя пригласили своих кунаков из Андыха к себе.
Отдельным уроком в нашей книге идёт тема «Традиции человечности и уважения», где среди лучших духовно-нравственных качеств человека названы почитание памяти усопших и посещение могил предков, знание родословной до седьмого колена, милосердие, оказание посильной помощи в виде "садака" нуждающимся, соболезнование, поздравление с новорожденным и одаривание их.
Воспитание учащихся на народных традициях невозможно ограничить рамками учебного процесса. Система внеклассной воспитательной работы должна иметь национально-региональный компонент, базирующийся на этнопедагогике; младших школьников следует приучить пользоваться традиционными формами обучения горцев, которые создают благоприятные и  доброжелательные морально-психологический климат во взаимоотношениях людей; классным руководителям необходимо все плановые  этические беседы обогащать этнопедагогигечским содержание, а также регулярно проводить специальные классные часы, посвященные народным традициям; религиозные праздники (мавлид, ураза-байрам, курбан -байрам), а также исламские конкурсы нужно включать в план воспитательной работы школы.
Первоочередными нам представляются следующие проблемы: 1) изучение основ религии в школе, использование  духовно-нравственного потенциала религии в воспитании подрастающего поколения; 2) пути возрождения и распространения народных игр и спорта; 3) педагогический потенциал малых форм устного народного творчества, их использование в воспитании школьников.
Приобщение к культуре своего народа, его традициям должно осуществляться на родном языке. Соответственно и учебные пособия должны быть написаны на родном языке, потому что только через родной язык можно понять истинную суть народных традиций, обычаев, обрядов, национального этикета.
Таким образом, исходя из поставленных задач, из социальных, этнических, культурных тенденций, каждый учитель определяет основные направления воспитательной работы с детьми. При этом важно помнить, что рядом с детьми должны быть мы, взрослые, которые бы подошли к решению данной проблемы со всей серьёзностью и ответственностью. Дети должны видеть проявления лучших черт, этических  ценностей в повседневном общении с учителями, видеть в них личности – носителей высоких духовных принципов. Задача первостепенной важности для всех педагогов, воспитателей – нравственное воспитание молодого поколения. Со времён К. Ушинского среди педагогов господствует убеждение, что школа – это место, где ребёнок не только учится читать, писать, считать и рассуждать, но приобретает твёрдые нравственно-этические устои.
Мечта каждого воспитателя – одухотворить человека для того, чтобы он дорожил нравственными истинами.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

1501