Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

16.03.2016 15:59 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 от 16.03.2016 г.

Руководство педагогической практикой студентов IV курса

Автор: Г.М. Магомед-Касумов
профессор кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе, факультетский руководитель практики, Дагестанский педагогический университет

Источник фото: http://travel-sfedu.ru/

Первая педагогическая практика на IV курсе является ознакомительно-обучающей. Обычно она проводится в 5-9 классах в 8-м семестре (в течение 6 недель). Основная цель – подготовка студентов к учебно-воспитательной работе в городских и сельских образовательных учреждениях.

Содержание первой педагогической практики
1. Ознакомление с учебно-воспитательной работой школы:
– беседа с администрацией школы, учителями, классными руководителями;
– знакомство с кабинетами по специальности, материальной базой школы, расписанием учебных занятий;
– посещение уроков и внеклассных мероприятий.
2. Изучение:
– учебных программ, тематических и поурочных планов учителей;
– опыта учителей по специальности данной школы;
– плана учебно-воспитательной работы классного руководителя;
– учеников и их личных дел.
3. Проведение учебно-воспитательной работы в период педагогической практики в 5-9 классах:
– составление индивидуального плана учебной работы в период ознакомительно-обучающей практики;
– разработка конспектов пробных, зачетных уроков и внеклассных занятий по специальности;
– подготовка дидактических материалов, наглядных пособий, технических средств обучения;
– самостоятельное проведение не менее 2 пробных и 3 зачетных уроков по одной специальности;
– посещение всех зачетных уроков студентов и открытых уроков учителей, участие в их анализе.
4. Воспитательная работа в прикрепленном классе:
– составление индивидуального плана воспитательной работы в период педагогической практики;
– подготовка к проведению воспитательной работы в классе и одного зачетного воспитательного мероприятия:
– работа с родителями, посещение учащихся на дому, участие в подготовке и проведении родительского собрания, анкетирование учащихся для выявления их отношения к наркомании и оказания помощи детям, попавшим в наркотическую зависимость;
– посещение воспитательных мероприятий, проводимых практикантами и учителями, участие в их обсуждении.
5. Методическая и самостоятельная работа:
– участие в работе педагогического совета, методического объединения предметников, семинара классных руководителей;
– завершение курсовой работы по методике преподавания изучаемой дисциплины;
– определение темы выпускной работы, реферата, разработка планов работы над ними, накопление эмпирического материала.
В конце первой педагогической практики студенты IV курса сдают дневник, содержащий следующую отчетную документацию:
– индивидуальные планы по учебной и воспитательной работе практиканта;
– отзывы учителя и классного руководителя о работе студента;
– конспект зачетного урока (по каждой специальности);
– конспект внеклассного занятия по одной специальности;
– конспект зачетного воспитательного мероприятия;
– психолого-педагогическую характеристику ученика;
– отчет практиканта о проделанной работе.
Практикант и учитель
Практикант должен знать обязанности учителя, которые вкратце сводятся к следующему:
– вооружать учащихся знаниями, развивать познавательные интересы и собности, воспитывать в них моральные и волевые качества;
– изучать индивидуальные особенности учащихся, заботиться об их здоровье, постоянно поддерживать связь с родителями;
– систематически повышать свою педагогическую квалификацию, овладевать профессиональными знаниями;
– показывать пример в труде и быту.
Учитель, участвующий в педагогической практике, заботится о том, чтобы практиканты овладевали первоначальными основами педагогического мастерства. Он знакомит их с реальной жизнью школы, определяет темы пробных и зачетных уроков в течение первых 2-3 дней практики, утверждает вместе с методистом по специальности индивидуальные планы учебной работы студентов в дневниках к концу первой же недели практики.
Студент должен усвоить следующее:
– урок не может быть эффективным, если он не связан с другими уроками по данной теме изучаемой дисциплины;
– выбор конкретных методов обучения зависит не только от содержания того или иного урока, но и от уровня подготовки учащихся данного класса;
– в пассивной практике следует посещать уроки всех учителей своего класса;
– посещая уроки, студент должен творчески подходить к изучению опыта работы учителя.
С помощью учителя студент учится готовить конспект урока на уровне требований данной школы, рационально распределять время по этапам урока, намечать методику опроса учащихся, поддерживать эмоциональный климат в классе, продуманно пользоваться доской, ТСО, аккуратно вести школьную документацию.
Активная практика студентов IV курса начинается с пробных уроков, которые готовятся при непосредственном участии учителя. На пробном уроке обязательно должен быть учитель, а все остальные могут присутствовать на нем только с согласия практиканта. Пробный урок обсуждается, но оценка за него при подведении итогов практики не учитывается, хотя общее количество проведенных практикантом уроков принимается во внимание как свидетельство его отношения к работе.
Конспекты зачетных уроков готовятся заранее, согласовываются с учителем и утверждаются методистом. Без заранее утвержденного конспекта практикант не допускается к зачетному уроку. Зачетным может быть признан урок, на котором присутствуют студенты группы, учитель и методист.
При анализе урока практиканта методист и учитель должны быть предельно тактичными, высказывая свои замечания.

(Продолжение в след. номере)

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

1961