Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

25.02.2016 12:09 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 25.02.2016 г.

“Грамматические минутки” на уроках литературы

Автор: З.М. Эмиргамзаева
учительница русского языка и литературы, МКОУ «Филялинская СОШ», Почетный работник образования РФ, Магарамкентский район

Источник фото: http://2602.kz.all.biz/

Хочется поделиться опытом многолетней работы, направленной на искоренение грамматических ошибок в сочинениях учеников IX-X классов. Один из возможных приемов работы — «грамматические минутки», проводимые на уроках литературы в старших классах. Понимаю, что многие словесники сочтут это непозволительной роскошью, но я все-таки рискнула! Все окупилось сторицей...

Обычно в сентябре провожу в девятых классах диктант предельной трудности, выявляющий все пробелы в грамотности учеников. Диктант обнаруживает, что вчерашние восьмиклассники не всегда твердо знают следующие разделы правописания: -н- и -нн- в различных частях речи; правописание наречий; правописание частиц не и ни; знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях, при однородных членах, вводных словах, обособленных определениях и деепричастном обороте, при прямой речи. После проверки диктанта предлагаю повторить правила пунктуации при вводных словах и обращении. К этому времени по программе изучается комедия Грибоедова «Горе от ума», где часто встречаются вводные слова и обращения. При чтении комедии можно найти удобный момент, чтобы обратить внимание на знаки препинания. Можно рекомендовать ученикам, наряду с крылатыми выражениями, выписать и фразы, где есть вводные слова, например: «Быть может, батюшка войдет!» «Вишь, прихоти какие завелись!»... При такой форме работы грамматический материал не оторван от литературного произведения. Он даже способствует более полному пониманию богатства и особенностей языка комедии Грибоедова. Повторение правописания -н- и -нн- во всех частях речи приурочиваю к разбору текста романа Пушкина «Евгений Онегин». Каждый ученик, после ответа по литературному материалу, пишет на доске продиктованный отрывок из романа, где встречаются слова с -н- и -нн-, например: «Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно»... Предлагаю каждому из сидящих в классе исправить ошибку, если она допущена, или объяснить написание -н- и -нн- в некоторых словах из цитат. Запись и чтение отрывков из романа помогают ученикам глубже вникнуть в его содержание. «Грамматические минутки» не обязательно проводить в начале или в конце урока. Они могут включаться в ответ ученика, а иногда и в рассказ учителя, где это возможно и разумно. Иногда можно продиктовать несколько предложений об изучаемом произведении или его авторе и обратить внимание на пунктуацию. Можно составить небольшой диктант, связанный с изучаемой темой... Главное, что при такой форме работы грамматический материал оказывается органически связанным с литературной темой. Он не вводится в них искусственно, а, наоборот, помогает изучению литературного произведения. Кроме того, грамматика повторяется не от случая к случаю, а почти на каждом уроке... В «грамматическую минутку» на уроках литературы я включаю и словарную работу: ученики не просто механически записывают в словари трудные слова. Полезно раскрыть смысл слова, его этимологию. Например, при чтении романа Тургенева «Отцы и дети» записываются новые или трудные для них слова, например: мизантроп, филантроп, нигилисти и другие. Много интересного и нового для себя открывают ученики! «Грамматические минутки» – нужное и полезное «дело». Правда, они требуют от преподавателя кропотливой подготовки к уроку, большого такта и чувства меры, но дают к концу учебного года ощутимые результаты...

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

92