Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

29.12.2016 20:05 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 22-23 от 15.12.2016 г.

Ступеньки творчества

Автор: П.М. Исалова
ст.преподаватель кафедры ПиПО, ДИПКПК

Источник фото: http://www.eseur.ru/

Из опыта работы педагога МБОУ ДОД «ЦЭВ «Радуга» г. Махачкалы М.Э. Насруллаевой

Сегодня никто не отрицает тот факт, что дополнительное образование детей является  неотъемлемой составляющей  образовательной сферы.
Значительное место отведено этой системе образования и в "Комплексе мер по реализации Концепции  общенациональной системы выявления и развития молодых талантов". Согласно Концепции, «миссия государства в сфере поиска и поддержки  одарённых детей и молодёжи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для  обучения, воспитания, развития способностей всех детей и  молодёжи, их дальнейшей самореализации независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи».

Дополнительное образование детей  – это часть образовательной сферы, пронизанная атмосферой творчества. Именно дополнительное образование детей создаёт условия для творческого самовыражения ребенка, так как в основу образовательного процесса положены следующие принципы: свобода в выборе вида деятельности; свобода в творческом самовыражении; индивидуальный образовательный маршрут; создание ситуации успеха для каждого ребёнка и т.д.
В соответствии с этими принципами строит свою образовательную деятельность Почётный работник общего  образования РФ, Заслуженный учитель РД, победительVIII Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» педагог дополнительного образования детей Минаят Эмируллаевна Насруллаева.
Вот уже 20 лет Минаят Эмируллаевна  работает педагогом в Центре  эстетического воспитания «Радуга» в г. Махачкале, в студии изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Палитра гор».
Работает опытный педагог по авторской дополнительной образовательной программе «Ступеньки творчества», основной идеей которой   является сохранение и изучение народного декоративно-прикладного искусства Дагестана, обучение и  воспитание детей как потенциальных продолжателей и хранителей национальных художественных традиций.  Кроме того, вслед за великим А.С. Макаренко педагог считает, что дети должны быть активными участниками создания красивого в жизни, потому что, изменяя действительность по законам красоты, человек преображается сам.
Цель программы – создание  условий для развития творческих способностей детей путём формирования у них духовно-нравственного отношения к окружающему миру, проявления национального самосознания на основе приобщения  их к  истокам художественной культуры средствами декоративно-прикладного искусства Дагестана.
Программа рассчитана на три года обучения. Возраст детей – 10-13лет. Содержание 1 и 2 года обучения представлено тремя разделами: аппликация, бумагопластика, оригами; третьего года обучения – пятью разделами: дизайн, графический дизайн, дизайн в одежде, дизайн среды, «проекты-чешне».   
Образовательную деятельность в объединении можно охарактеризовать одним емким словом – сотворчество. Сотворчество педагога и детей проходит  три этапа, три ступеньки.
Первая ступенька – выработка элементарных умений и навыков. Начинают дети знакомство с увлекательным миром декоративно-прикладного творчества с аппликации.  Это целесообразно, так как учащиеся первого года обучения (10-11 лет) имеют представление об этом виде декоративно-прикладного творчества, обладают элементарными умениями и навыками. На первом году обучения дети закрепляют умения работать с основными инструментами, знакомятся с историей аппликации и её разновидностями. Основной материал – бумага. Первые практические работы несложные – изготовление праздничных открыток, небольших композиций. Следующий шаг – силуэтная аппликация. Основной упор делается на сказочных героев и  природу родного края. Дети имеют возможность поделиться впечатлениями о той или иной сказке, обосновывая  выбор персонажа. Далее дети осваивают более сложные виды аппликации: бумажная мозаика, объёмная аппликация, аппликация в сочетании с обрыванием, вырезыванием.
При выполнении аппликации в любой технике приоритетными являются темы декоративно-прикладного искусства Дагестана, природы родного края, и, конечно же, любимая детьми сказочная тематика.  
Второй раздел программы  первого года обучения – бумагопластика. При прохождении данного раздела дети получают элементарные знания по конструированию, приобретают умения по работе с чертежами, схемами, развёртками.
Второй этап, вторая ступенька творчества – логическое продолжение работы,  начатой на первом году обучения. Основные разделы работы те же, что и на первом году обучения, но уже на более сложном уровне. Если на первом году обучения дети осваивают аппликацию из бумаги, на втором году обучения – это аппликация с использованием самых разнообразных материалов: ткани, кожи, природных материалов и т.д. Используя знания и умения, полученные на первом году обучения, дети создают всевозможные композиции на тему природы и культуры родного края по собственному замыслу.
Раздел «бумагопластика»  программы второго года обучения включает в себя освоение таких техник, как «квиллинг», «торцевание» и «макетирование». Квиллинг или бумагокручение, бумажная филигрань – это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, придавать им определённую форму и составлять из полученных деталей объёмные и плоскостные композиции. Изготовление композиций с использованием техники «торцевание» позволяет детям совершенствовать знания и умения по цветоведению, составлению композиций. Особый интерес вызывает у детей – изготовление деревьев счастья – топиарий.
Оригами  на втором году обучения включает освоение более сложных базовых форм, составление многомодульных конструкций – кусудам; создание панно с использованием фигурок, выполненных в технике «оригами»; цветов сложной конструкции и т.д. Одно из ярких занятий  этого раздела занятие на тему «Японский журавлик». Начинается занятие с рассказа о японской девочке, сопровождающемся яркими  слайдами. Разговор незаметно переходит к теме журавлей в произведении Р. Гамзатова, истории создания знаменитых «Журавлей».  Практическая работа –  проекты. Группа делится на две подгруппы, одна делает проект на тему японского журавлика, другая – на тему Дагестана. У первой группы стая журавлей летит на фоне яркого солнца и горы Фудзияма, у основания которого расцвела буйным цветом сакура. Проект второй группы – стая журавлей на фоне горной гряды. Завершается занятие презентацией проектов.  
Третья ступень творчества, третий этап – творческий этап. Используя знания, умения и навыки, приобретённые за два года обучения, дети окунаются в увлекательный мир дизайна. Метод проектов, по мнению Минаят Эмируллаевны,  способствует формированию творческой самостоятельности. Один из таких проектов – индивидуальный проект – «Обложка детской книжки». В ходе реализации проекта учащиеся изучают историю и специальную терминологию переплетного дела...
Две составляющие успешности педагога  на наш взгляд – это содержание деятельности  и педагогическая техника педагога. Программа Минаят Эмируллаевны прошла проверку временем. Она содержательна, малозатратна, привлекательна для детей.  Главным критерием успешности программы и деятельности педагога является тот факт, что дети  и после завершения обучения продолжают приходить к любимому педагогу, советуются с ней, помогают ей в работе. Учащиеся Минаят Эмируллаевны принимают активное участие во всех мероприятиях  Центра,  муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах, удостаиваются дипломов и грамот.
Минаят Эмируллаевна – педагог от бога. Любовь к своему делу, любовь к детям помогли ей достичь определённых высот в педагогической деятельности.  На занятиях  педагога всегда царит атмосфера  сотворчества, содружества, взаимодоверия. Эффективности работы способствует и особый теплый микроклимат, который ненавязчиво создает на каждом занятии педагог. Она является призером  многих республиканских конкурсов, в том числе и конкурсов  «Учитель года» (2007 год, III место) и  «Сердце отдаю детям» (2009 год, I место). Кульминацией стало завоевание Хрустального ключа – главного приза Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» (Санкт-Петербург, 2010 год).
Главный секрет успешности педагога – саморазвитие. Не в характере Минаят Эмируллаевны почивать на лаврах: она постоянно работает над усовершенствованием программы, до мельчайших деталей продумывает каждое занятие, осваивает всё новые техники декоративно-прикладного искусства.  

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

33