Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

28.12.2016 21:36 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21 от 15.12.2016 г.

Опыт финских университетов прикладных наук

Автор: Сабина Сторсжо
Финляндия

Источник фото: http://sharij.net

Продолжение. Начало в № 19, 2016 г.

Дуальная система образования
В Финляндии действует дуальная система среднего и высшего образования. При этом надо отметить, что дуальность в случае системы образования разных стран понимается по-разному. Так, например, в Германии под ней подразумевается твердая привязка системы профессионального обучения к предприятию. Этот же опыт начинает применяться и в России. Дуальность же финской системы высшего образования заключается в том, что наряду с классическими академическими университетами существуют приравненные к ним по статусу политехнические университеты или университеты прикладных наук.
Профессиональное обучение сквозь призму оставшихся с советских времен стереотипов всегда ассоциировалось для меня с ПТУ (профтехучилищами), куда уходили, не доучившись десятилетку, слабые ученики. В Финляндии не совсем так. Здесь не зазорно выбирать UAS, так как в политехе можно получить то же высшее образование, что и в случае академического вуза. Однако имеется определенная статистика – в UAS часто идут те, кто не стремится к ученой степени, а также те, кто по какой-то причине не может получать академическое образование. Так, например, студент, страдающий дислексией, «завалит» первый же экзамен в академическом вузе, но будет способен успешно сдать проект в UAS, где выпускник оценивается не по баллам выпускного экзамена, а по приобретенным компетенциям.
Имея достаточный багаж советской академической школы, а также ученую степень, я решила поступить именно в UAS, на профессиональный курс по педагогике. Этот курс привлек меня тем, что на нем обычно обучаются те, кто в большинстве своем уже состоялись как специалисты в определенной области, какая бы она ни была (инженерия, медицина, музыка и т.д.), и теперь стремятся овладеть педагогическими навыками для качественной передачи знаний своим теперешним или будущим ученикам. После довольно жесткого конкурса я прошла на выбранный мною курс и начала знакомство с финским университетом прикладных наук.

Специфика преподавания
в финских университетах
Если академические университеты в Финляндии во многом напоминают знакомые нам с советских времен вузы с большим объемом изучаемой теории, строгими лекторами и определенной дисциплиной, то университеты прикладных наук будут, во многом, откровением. История финских UAS начинается c первой половины XIX века, когда индустриальный рост в 1880-1910 гг. привел к пересмотру учебного плана профессиональных школ. Тогда возникла острая необходимость в образованных людях самых разных слоев населения. Ориентируясь на немецкие профессиональные школы, финские учебные заведения стали переходить от образования, ориентированного на преподавателя, к образованию, ориентированному на студента. Эта традиция сохранилась и по сей день, получив еще большее развитие.
• Большую часть урока должна составлять активность студентов – это первое, что мне довелось усвоить на уроках педагогики в UAS.
• И активные, и пассивные студенты будут одинаково вовлечены в учебный процесс, если дать им грамотные проекты и разделить класс на группы.
• Работа в небольших группах – залог того, что не только активные, но и пассивные ученики будут вовлечены в учебный процесс.
• Педагог – это не «говорящая голова», нужно двигаться.
• Надо менять расположение столов на уроке – собирайте столы то по 4, по аналогии со столиками в кафе, то ставьте их в круг – как угодно, но не давайте образовываться «галеркам», где кто-то будет просто пассивно наблюдать.
• Нельзя критиковать студента за неправильный ответ.
• Не приветствуются готовые рецепты, вместо них предлагается задавать студенту наводящие вопросы, чтобы дать ему возможность найти свое решение.
• Любое решение, предложенное студентом, имеет образовательный смысл, так как каждый студент – заведомо интеллектуален и способен аргументировать свое решение, которое должно послужить отправной точкой для дальнейших обсуждений в классе.
При этом нет заигрывания перед студентами – той крайности, в которую впадают в настоящее время многие постсоветские университеты (особенно с платной основой обучения), а есть партнерские отношения взаимного уважения. Студенты так же имеют право давать оценку работе преподавателя, как преподаватель дает оценку работе студентов. Педагог должен постоянно обновлять свои знания, как в области педагогики, так и в области предмета, который он профессионально преподает. При том что рабочий контракт педагога с вузом подписывается каждый раз только на 1 год, можно представить, как важно финским учителям постоянно быть «в форме». Кроме того, педагог должен быть коммуникабельным и уметь налаживать связи с фирмами и производствами, где планируется проведение студенческой практики. То есть, ни секретари, ни отдел по внешним связям университета помогать не станут. Именно педагог сам ищет наиболее подходящие варианты для проведения практики, переписывается, встречается, договаривается, а далее контролирует и при необходимости присутствует на практических занятиях, проводимых вне вуза. Педагог в финских вузах имеет высокую степень автономии, однако и ответственность очень высока. Никто не привязывает педагога к определенному учебнику, но он сам должен выбрать учебный материал таким образом, чтобы студенты смогли его усвоить и успешно пройти обязательный экзамен либо приобрести необходимые компетенции.
Вспоминая своих университетских преподавателей, понимаю, какими разными они были и как сильно отличались друг от друга их лекции. При том что все предметы были одной, технической направленности, одни преподносили материал строго, с требованием полной тишины; другие – запанибратски свободно, когда можно было и отвлекаться; третьи – захватывающе интересно, когда даже не хотелось отвлекаться на конспектирование. Динамическая активность не приветствовалась, но у каждого педагога были свои «трюки», как растормошить пассивных учеников и как взбодрить, если они подустали, и в этом была индивидуальность каждого педагога. Поэтому настоящим откровением для меня стало правило финских школ: педагоги должны активно обмениваться опытом и интересными профессиональными находками в социальных сетях университетов и при личных встречах. Повторение за коллегой интересного педагогического приёма не является «попугайством», а служит для пользы студентов и, следовательно, приветствуется. Таким образом, возможно, педагоги где-то теряют в индивидуальности, но от постоянного обмена опытом и общей доброжелательности образование в целом только выигрывает.

Полезный опыт
для постсоветских стран
Среди причин, позволивших Финляндии выйти на высокий уровень по образованию, следует назвать следующие:
1. Финляндия расходует на образование одного школьника в возрасте от 7 до 15 лет чуть более 60 тыс. долларов за весь период обучения.
2. Экзамены по окончании основной школы являются необязательными.
3. Высокий статус учителя в финском обществе.
4. По числу работающих с учениками психологов и социальных работников финские школы занимают одно из ведущих мест среди европейских стран.
5. Работа в малых группах (15 учеников в классе).
6. Высокая ценность чтения, умение проводить анализ полученной информации.
7. Высокая мотивация к обучению.
8. Схожесть ценностных и нормативных установок в финских семьях.
9. Во главе угла всей школьной системы – дошкольное и начальное образование.
10. Функциональное образование.
11. Наличие дополнительных специалистов в школе.
12. Отмена государственной инспекции за деятельностью школ и учителей.
13. Повышение «социальной ответственности» вузов.

Для того, чтобы учебные заведения в постсоветских странах пришли к похожим результатам, понадобится много лет и огромная поддержка государства. Однако что-то можно перенять уже сегодня. Это, прежде всего, постоянное самосовершенствование педагога и обновление как практического, так и теоретического контента – т.е. то, что педагог может делать сам, не дожидаясь директив «сверху». Кроме того, переместить акцент преподавания на студента также возможно силами педагога. Ниже – подробнее по двум данным пунктам.

Контент
Чувство гордости оттого, что я имела счастье учиться в вузе еще при советской системе, не оставляло меня на всем протяжении моего обучения здесь, в Финляндии. Благодаря полученным в отечественном вузе навыкам мне легче других давались и толстые тома книг, и эссе, и тесты, и презентации. Но как вспоминаю свои студенческие годы – у многих студентов, и у меня в том числе, очень часто возникали мысли, если не по каждой теме урока, то уж точно через одну, – неужели все эти пласты полученных знаний нам когда-нибудь понадобятся в будущем?
Многие университеты в постсоветских странах либо до сих пор сохраняют базовый объемный контент, либо идут по пути его примитивного упрощения, однако его практическая реализация от этого понятнее студентам не становится. Учащиеся финских университетов вопросом «где это может понадобиться» не задаются. Их образование ориентировано на нужды рынка труда. Учебные проекты косвенно или прямо показывают студентам, где и в каких условиях могут пригодиться их знания.
Наверняка университеты СНГ имеют постоянных партнеров среди госкомпаний, где проводится определенное число часов учебной практики, как это делалось и в советское время. Но для того, чтобы разнообразить практический контент и сделать практику интересной и перспективной, возможно, преподавателям университетов СНГ стоит проявить активность и попробовать самим найти дополнительные контакты среди частных компаний для более плотного взаимодействия с ними по примеру финских учителей? Это было бы полезно и для обучения, и для возможного трудоустройства студентов, а также для деятельности компаний, которые получат безвозмездную помощь в своих проектах.
Теоретический контент, в свою очередь, можно было бы усовершенствовать, перейдя по ряду тем от типовых учебников к более современным, в том числе англоязычным публикациям. Английский язык среди молодых – это уже не модная тенденция, а объективная реальность. Педагоги должны быть подготовлены к тому, что новинки в области преподаваемого ими предмета, как и в области педагогики, будут на английском языке.

Образование, ориентированное
на студента
Присутствуя на уроках в университетах Петербурга, также имея возможность обмениваться мнением со своими бывшими сокурсниками из Азербайджанского института нефти и химии, а кроме того, получая соответствующие данные из большого количества интернет-источников относительно обучения в постсоветских странах, я пришла к выводу, что образование все еще больше ориентировано на педагога, чем на студента.
Особенно это чувствуется в старшем профессорско-преподавательском составе университетов СНГ. Видимо, подразумевается, что имеющий высокую ученую степень преподаватель не нуждается в дополнительном самосовершенствовании или в детальном вникании в неясные инициативы студентов. Педагог как бы является «собственником» знаний, которые он преподносит студенту безапелляционно по фиксированным учебникам и программе.
Нужно меняться! Самосовершенствование продлит профессиональную молодость. Инициатива же, отданная преподавателем студентам, окупится высокими результатами в усвоении материала. Ведь цель педагога – направить энергию учащихся в нужное русло, помочь им мыслить самостоятельно, вызвать между ними конструктивную дискуссию. Принцип Learning by Teaching (учиться обучая), активно приветствующийся в финских школах, – это возможность предоставить студентам активно участвовать как в проектах команд, членами которых они являются, так и в обсуждениях на уроках, вовлекая абсолютно всех.

Страны постсоветского региона имеют сильнейшую базу теоретического образования, оставшуюся с советских времен. Настроив образование на доброжелательную ауру, сделав обучение сфокусированным на студенте, популяризируя среди профессорско-преподавательского состава вузов активный обмен опытом с молодыми педагогами и между собой, а также перенимая полезный опыт стран-лидеров в области образования, можно получить прекрасно образованное общество и высококлассных специалистов.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

23