Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

16.11.2016 13:04 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 20 от 16.11.2016 г.

Проблемы регионального аспекта дошкольного образования

Автор: Л.Ф. Гусарова
старший преподаватель ДИРО, эксперт дошкольного образования регионального отделения Народного фронта

Источник фото: http://obraz.smol-ray.ru

Особенности любого региона связаны с социально-экономическими, природно-климатическими, культурологическими и языковыми условиями.

 Учет этих условий в системе образования вообще и дошкольного образования в частности должен вести к укреплению единого образовательного пространства и многонационального государства России.
Еще до введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в нашей республике была разработана «Концепция национально-регионального компонента государственного стандарта в системе дошкольного, основного и общего среднего образования на территории Республики Дагестан». Были сделаны первые шаги по созданию программ для городских и сельских детских садов, диагностических методик, хрестоматий для дошкольников и т.п.
Следуя духу времени, в условиях внедрения государственного стандарта дошкольного образования сотрудниками НИИ педагогики с участием представителя кафедры ДиНО разработаны Региональная программа дошкольного образования Республики Дагестан и набор парциальных программ по образовательным областям стандарта.
Однако сегодня дагестанскому воспитателю мало иметь в руках программу, необходимо её полное методическое сопровождение. Многие методические разработки, такие как «Формирование экологической культуры личности дошкольников»,  «Диагностика музыкального  воспитания в рамках региональной программы», «Подвижные игры народов Дагестана», «Гендерное воспитание детей в условиях дагестанского детского сада» и другие, выпущенные преподавателями дошкольного образования  ДИРО,  могли бы войти в это методическое сопровождение.
Большой проблемой для воспитателей национальных детских садов с родным языком обучения является то, что у них нет материалов к занятиям на родных языках, и им самим приходится заниматься переводом. В этом плане на кафедре есть небольшой опыт – выпуск методической разработки по развитию родной речи и подготовке к обучению грамоте для дошкольников национальных детских садов на аварском языке.
В рамках приоритетной Программы Президента РД «Просвещенный Дагестан» (подпрограмма «Языки народов Дагестана») в НИИ педагогики готовятся к выпуску программы по развитию речи дошкольников в условиях введения ФГОС для дошкольных организаций (с методическими указаниями) на даргинском, кумыкском, лезгинском, лакском, табасаранском, рутульском, агульском и цахурском языках. Но время, как говорится, не терпит.
Остается проблема обучения в детских садах русскому языку детей старшего дошкольного возраста, для которых он является не родным. Решая эту проблему на местах, многие детские сады предпочли обучать малышей на русском языке в группах с одним национальным составом. И что получается? Трехлетний ребенок еще не освоил свой родной язык, идет смешение языков и, как правило, страдает ребенок.
В продолжение темы обучения дошкольников русскому языку следует отметить, что немаловажной проблемой остается слабое владение им самим педагогом. А тут еще довольно низкий общий уровень развития воспитателя детского сада и отсутствие у большей части специального дошкольного образования. Эта проблема длится многие годы. Престиж воспитателя падает. В дошкольных учреждениях наблюдается старение педагогического состава, а приходящие молодые педагоги не знакомы со спецификой работы с детьми данного возраста.
В целях решения этой проблемы в республике начали функционировать курсы переподготовки. Дагестанский институт развития образования тоже не остался равнодушным. На кафедре ДиНО разрабатывается программа переподготовки педагогов на базе высшего образования.
Кроме того, учитывая кадровое состояние в дошкольном образовании, а также в целях эффективности курсовой подготовки педагогов кафедрой намечено введение специальных программ:
а) курсов повышения квалификации с учетом дифференцированного подхода к уровню подготовки педагогов и специфики их деятельности (малоопытные, не имеющие специального образования, работающие в малокомплектных образовательных организациях и др.);
б) спецкурсов и спецсеминаров, отражающих региональную специфику дошкольного образования.
В силу специфики дошкольного образования его качество в соответствии с ФГОС определяется, прежде всего, качеством созданных условий, в которых осуществляется дошкольное образование. Детским садам необходимо приобретение многих предметов и материалов регионального содержания для обустройства предметно-пространственной среды, для выполнения региональной части образовательной программы. Сегодня эти условия практически не соответствуют государственному стандарту, а, следовательно, качество дошкольного образования в республике оставляет желать лучшего. Этот вопрос должен был оказаться в поле зрения Министерства образования еще в переходный период введения ФГОС дошкольного образования.
В дошкольном образовании республики много проблем общего характера (низкий охват детей дошкольным образованием, слабая материально-техническая база, недостаточное введение вариативных форм дошкольного образования, низкий уровень общей культуры и профессионализма педагогов, слабое звено курирующих дошкольное образование в рай(гор) управлениях образования и др.) и, конечно, в региональном аспекте.
Но решение этих проблем во многом зависит от консолидации всех образовательных структур, ибо мы делаем общее дело во имя детей, на благо Дагестана и России.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

143