Литература – это искусство слова
Воплощение литературного произведения в звучащем слове – искусство нелегкое.
Литература – это не только урок в расписании, здесь много интересного и неизведанного, каждый найдет что-то для себя как в сочинении, так и в художественной декламации. Учащиеся 7 «В» класса: А. Иманалиева и А. Магомедов уже нашли себя в художественной декламации и стали победителями регионального этапа Всероссийского международного конкурса «Живая классика».
Воплотить произведение в слове – значит вызвать в воображении слушателей изображенную автором жизнь во всей ее полноте и многообразии, раскрыть отношение художника к изображаемому, передать особенности художественной формы, стиля автора. С этой задачей справились учащиеся МКОУ «СОШ № 2» Агай и Арифа. Им удалось перевоплотиться в образ персонажа, действовать от его лица, передать настроение героя, раскрыть слушающим идейно-художественную сущность произведения, заставить слушателя увидеть, прочувствовать и оценить изображенные в нем явления так, как видит, переживает и оценивает их он – исполнитель. Далеко не каждый ученик способен схватить сразу тональность произведения и выразить ее в голосе.
По мнению Ижев Вагидовны Иманалиевой (руководителя победителей регионального этапа Международного конкурса «Живая классика» Арифы и Агая), задача воплотить произведение в слове требует от чтеца тщательного анализа текста, уяснения мыслей и намерений автора, его отношения к людям, фактам и событиям, о которых он рассказывает, той идеи, которую он утверждает. Чтец одновременно и автор, и декоратор, и осветитель, и гример, и костюмер, и композитор, и герой, и героиня, потому что он один должен удержать в руках все составные части рассказа. Это не только овладение техникой чтения: умение читать обязательно включает в себя возникновение того или иного отношения как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нём изображена. Чтение должно соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям; это исполнение воплощает в голосе логическую и синтаксическую мелодию речи, музыку и ритм стиха, тот или иной строй прозы. Это исполнение должно соответствовать правилам грамотного произношения, того, что называется орфоэпией; оно должно быть громким, ясным, доносящим до слушателя звучащее слово. И это умение необходимо вырабатывать с самого раннего возраста.
Одним из основных условий, столь необходимых для чтеца-рассказчика, является любовь к литературе. Чтобы приобщить ребёнка к чтению, необходимо не только учить слушать чтение произведения другим человеком, но и воспринимать и понимать его. Выразительное чтение является могучим средством проникновения в текст художественного произведения.
Как известно, ум человека наиболее восприимчив в детстве, восприимчив к эстетическому развитию. Эти дети с самого раннего возраста были заметны среди своих сверстников восприимчивостью. Дети нашли радость в приобщении знаний и навыков. Радость работы над чтением книг – это и есть радость Победы над временем. Сила эстетического воздействия книги так велика, что не будь этой силы в них, может быть, и не было бы такого блистательного выступления.
Ижев Вагидовна считает, что выразительное чтение – искусство, такое же самостоятельное, как музыка или живопись. Обучение выразительному чтению на уроках литературы делает литературный анализ более эмоциональным, углубляет восприятие литературного произведения, ведет к пониманию литературы как искусства слова и вызывает ту увлеченность, без которой невозможно полноценное преподавание литературы.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.