Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

26.04.2018 13:42 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 9 от 25.04.2018 г.

Развивать привычку к успеху

Автор: В. Львова

Вазипат Магомедсалимовна Жамалдинова преподаёт математику в Ленинаульской школе № 1 имени Героя Советского Союза Х. Нурадилова. Она любит свой предмет, с пониманием относится к ученикам. В учительском коллективе её уважают и ценят.

Вазипат Магомедсалимовна из учительской династии. Её дед Камиль Гусейнович Нуцалов долгие годы трудился директором в селе Гуни Казбековского района. Под его руководством была построена школа, ныне – пилотная Гимназия культуры мира при ЮНЕСКО, которая носит его имя.

...Педагог шутит, что ей нельзя расслабляться ни в чём, поэтому она успевает везде: участвует в конкурсах «Лучший учитель» и «Лучший классный», выезжает со своими подопечными на экскурсии, в походы, учит их быть активными членами общества.

– Многие старшеклассники хотят стать успешными в жизни, – говорит она, – для этого им необходимо знание математики. Часто они боятся экзаменов, но ведь цель экзамена состоит в том, чтобы ученик мог показать свои знания.

Цель учителя – вызвать у школьника желание разобраться с заданием, нащупать путь к его решению. Именно это и запускает процесс учёбы. Если ученик сам не может решить задачу, над которой долго думал, ему не стоит огорчаться. Полезно уже то, что он испробовал некоторые подходы к её решению. Размышления над задачей развивают сообразительность, повышают уровень математической подготовки.

Математика – это наука «о производстве необходимых умозаключений»: первичен не конкретный объём содержания, а объём интеллектуальной работы. Важно развивать в детях способность учиться, понимать математические тексты, изучать новые определения, решать разнотипные задачи.

Как приучить школьника полюбить математику? Президент Гарвардского университета, доктор Эллиот в книге «Привычка к успеху» утверждает: неуспеваемость в школе во многом объясняется тем, что ученикам в самом начале школьной жизни дают мало заданий, которые они могли бы успешно выполнять, поэтому у них нет возможности ощутить атмосферу успеха, нет того, что мы называем чувством победы. Школьник, который ни разу не пережил успех в самом начале школьной жизни, едва ли в состоянии развить привычку к успеху, чувство уверенности, которое появляется, когда приступаешь к новому заданию. Доктор Эллиот призывает учителей организовывать преподавание таким образом, чтобы позволить ученикам как можно чаще пережить успех.

Приобрести привычку к успеху можно в любом возрасте. Если человек постоянно испытывает разочарование и неудовлетворённость, когда его постигает неудача, то у него почти наверняка образуется устойчивое чувство поражения, которое станет бросать тень на любое начинание. Добившись успеха в небольших делах, он может перенести это приятное чувство на свои крупные начинания. «Успех способствует успеху». Эта старая поговорка во многом справедлива.

Я слушала эмоциональную речь Вазипат Магомедсалимовны и вспоминала урок математики в одной из школ Кизилюртовского района. Молодая учительница говорила с восьмиклассниками, как со студентами. Большинство учащихся занимались своими делами, не вникая в её объяснения. Её «математический язык» для них был очень сложным. Отсюда напрашивается вывод: овладеть умением логически рассуждать необходимо, но этого добиться можно лишь поэтапно, усвоив предыдущие уроки.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

5