Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

04.12.2018 12:57 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21 от 04.12.2018 г.

Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении

Автор: Ф.М. Фейзиев
преподаватель валеологии, ДИРО

Содействие максимально полноценной реализации личности ребенка является одной из важнейших задач современной школы. Одним из принципиальных условий для этого является уровень здоровья.

Вместе с тем хорошо известно, что сама образовательная среда выступает одним из существенных факторов риска здоровья детей, поэтому создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении является необходимым условием для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Это подразумевает создание условий, мероприятий и педагогических технологий, направленных на сохранение и оптимизацию ресурсных возможностей организма учащихся, поддержание высокой работоспособности и способствующих развитию физических, психических возможностей и социально здоровой личности.

Осуществления такой непрерывной деятельности здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса должно происходить по следующим направлениям:

1. Наличие в штате ОУ специалистов: врача-педиатра, психолога, социолога, физиолога, валеолога, педагога по культуре здоровья, инструктора ЛФК, логопеда и обязательно одного из завучей, выполняющего функции организатора и координатора оздоровительной работы в образовательных учреждениях.

2. Научно-методическое обеспечение здоровьесберегающего сопровождения. Все специалисты должны опираться на нормативные документы, должностные обязанности, рекомендованные или рецензированные диагностические, коррекционные, развивающие, образовательные педагогические программы и технологии. Плановость и системность всей оздоровительной деятельности возможны только при наличии общей программы «Здоровье».

3. Поддержание в образовательном учреждении здоровьесберегающих условий, включающих:

- санитарно-гигиенические условия обучения, соответствующие нормам СанПиНа (воздушно-тепловой, световой режимы, требования к школьной мебели и оборудованию, режиму обучения и расписанию);

- соблюдение норм рационального питания;

- поддержание оптимальной двигательной нагрузки;

- соответствие учебных нагрузок и учебных программ возрастно-половым и индивидуальным психофизиологическим особенностям учащихся;

- создание здорового психологического климата в школе.

4. Создание необходимой материально-технической базы. Оно включает:

- наличие необходимых помещений для проведения оздоровительной деятельности (медицинские кабинеты, кабинеты психолога, социолога, диагностический кабинет, кабинет для занятий ЛФК, бассейн и др.);

- соответствующее оборудование для этих помещений;

- программно-техническое оснащение диагностической, развивающей и коррекционно-реабилитационной работы.

5. Оздоровительно-профилактическое. Оно содержит различные мероприятия по повышению работоспособности, адаптивных возможностей, общей устойчивости организма детей посредством:

- закаливания,

- витаминизации,

- фитооздоровления,

- повышения двигательной активности,

- ионизации воздуха с помощью люстры Чижевского и др.

Систематическое проведение профилактики таких заболеваний, как: миопии, плоскостопия, нарушения осанки, гриппа, вредных привычек и пр.

6. Осуществление психосоматического гармоничного развития ребенка в соответствии особенностей индивидуального развития, под контролем и с участием всех специалистов, через различные развивающие программы (например, развитие физических качеств личности, развитие творческих способностей, развитие речи, ценностно-мотивационное развитие и др.).

7. Организация и проведение мониторинга состояния здоровья и особенностей развития учащихся. Изучается и оценивается медико-физиолого-психолого-педагогический статус школьника или воспитанника. Мониторинг может производиться ежегодно с целью оценки индивидуального здоровья, особенностей развития или 2-3 раза в год с целью изучения адаптации к условиям обучения, и в целях оценки эффективности обучения и «физиологической цены» обучения.

Результаты мониторинга должны заноситься в базу данных, в паспорт здоровья или паспорт развития в бумажной или электронной форме.

По результатам мониторинга происходит формирование индивидуальных заключений с рекомендациями при наличии нарушений здоровья, и формируются «группы риска».

8. Реабилитационное. Оно заключается в использовании физкультурно-оздоровительных, психо-коррекционных, физиотерапевтических и других мероприятий и средств, направленных на коррекцию имеющихся нарушений здоровья и реабилитацию после заболеваний детей и обучающихся. Это могут быть следующие средства: ЛФК, коррекция нарушений речи, массаж, дыхательная гимнастика, фитотерапия и т.д.

9. Образовательно-воспитательное направление, предполагающее реализацию в условиях образовательного учреждения обучения, воспитания и формирования у учащихся культуры здоровья и ЗОЖ. Это может осуществляться через предметы стандарта образования, факультативные занятия, уроки вариативной части учебного плана и различные формы внеурочной деятельности (классные часы, праздники, лекции и др.).

Можно включить проблемы здоровья как элективные курсы инвариантной части базисного учебного плана: ОБЖ, биология, окружающий мир, физкультура. Из школьного компонента возможно введение уроков здоровья, целью которого будут формирование культуры и культа здоровья.

10. Работа с педагогическим коллективом, направленным на:

- повышение квалификации учителей по вопросам возрастной психологии и физиологии (обучающие семинары, практические занятия, тренинги по проблемным вопросам);

- обучение различным здоровьесберегающим технологиям.

11. Работа с родителями, которая заключается в просвещении их в области здоровья и здорового образа жизни и привлечение к совместной оздоровительной деятельности.

12. Осуществление вневедомственных связей данного образовательного учреждения по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и воспитанников и в целях получения квалифицированной научно-методической помощи по вопросам здоровьесберегающей деятельности.

Важную роль в здоровьесбережении играет профилактическая работа, которая направлена на повышение адаптивных (иммунных) возможностей детского организма. Это такие формы, как «Дни здоровья», организация динамических перемен, физминутки на уроках и аутотренинги, экскурсии и походы, совместные семейные праздники, конкурсы «Самый здоровый класс», «Самый здоровый ученик» и др.

Итогом успешности решения этого наиважнейшего направления работы было бы создание единого здоровьеформирующего пространства в рамках муниципалитета, района, города, региона, где решаются проблемы заботы, защиты и поддержки детства в рамках принятия программ «Здоровье и образование».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

0