Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

04.12.2018 12:59 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21 от 04.12.2018 г.

Технология проблемно-диалогического обучения будущих учителей начальных классов

Автор: Н.А. Халилова
ГБПОУ РД «Профессионально- педагогический колледж им. З.Н. Батырмурзаева», г. Хасавюрт

Перед преподавателями педагогического колледжа возникли проблемы в подготовке специалистов, способных реализовать требования, связанные с введением ФГОС НОО. Одним из эффективных средств формирования общеучебных умений и навыков младшего школьника на уроках математики является системно-деятельностный подход в обучении и в рамках этой системы – технология проблемно-диалогического обучения.

Проблемно-диалогическое обучение даёт возможность организовать исследовательскую деятельность на уроке, обеспечить формирование общих способностей и эрудиции ребёнка, сохраняя при этом его индивидуальность и здоровье, и тем самым заложить основы готовности к дальнейшему развитию и самообразованию. Проблемно-диалогическое обучение способствует повышению творческих возможностей личности. Как показывают наблюдения, содержание тем школьного курса математики открывает большие возможности для применения на уроках методов диалогового обучения как одного из важнейших способов формирования общеучебных умений и навыков младшего школьника. Диалог позволяет обучающемуся быть не просто потребителем знаний, но и активным соучастником их добывания. Неоспоримым достоинством диалога является и то, что он побуждает обучающихся отстаивать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме, приучает их к уважительному, терпимому отношению к позиции других участников диалога.

В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны три звена: постановка учебной проблемы, поиск её решения и подведение итога деятельности. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Подведение итогов – рефлексия своей деятельности. Постановку проблемы, поиск решения и подведения итога ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия (УУД), обеспечивая формирование умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других УУД – познавательных и коммуникативных, дающих возможность извлекать информацию, делать логические выводы.

Одним из путей решения проблем является обучение студентов проектированию проблемно-диалогических уроков в рамках данной образовательной технологии. При их разработке предлагается использовать краткую памятку. Она представляет собой пошаговый алгоритм проектирования урока (создание проблемной ситуации, формулирование проблемы, версии, актуализация имеющихся знаний, поиск решения, открытия нового знания, выражение решения, применение нового знания).

Рассматриваем тему «Методика изучения порядка выполнения арифметических действий в начальных классах», предлагаю студентам самостоятельно выйти на организацию проблемного диалога. В результате студенты приходят к постановке проблемной ситуации в виде одинаковых записей с разными ответами: 3 + 2 • 5 = 25 и 3 + 2 • 5 = 13 и формулируют возможный примерный проблемный диалог.

Учитель: «Я вижу, что вы удивлены. Почему?»

Ученики: «Примеры одинаковые, а ответы разные!»

Учитель: «Кто ответит, над каким вопросом мы сегодня подумаем?»

Ученики: «Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?»

Учитель: «А почему в одинаковых примерах получились разные ответы?»

Ученики: «Вычисляли по-разному, использовали разный порядок действий».

Учитель: «Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока?»

Ученики: «Порядок выполнения действий в числовых выражениях».

Далее предлагаю студентам самим составить диалог с учащимися по объяснению факта, какой же из вариантов является верным? Прекрасно осознавая порядок выполнения действий, студенты сами встают перед проблемой: а почему первым выполняется именно действие умножение, а не сложение? Традиционный ответ: «Правила математики гласят – сначала выполняется умножение, потом сложение. Нам нужно соблюдать математические правила, и мы получим правильный результат». В математике абстрагирование от конкретных условий приводит к потере смысла выполняемых действий. Данный аргумент понятен всем, но ответ на вопрос не раскрыт.

Так всё же почему умножение выполняется первым, а только потом сложение? Студенты в проблемном диалоге с преподавателем самостоятельно находят ответ на данный вопрос. При умножении двух единиц получается новая единица измерения, при сложении единицы измерения не меняются. При умножении мы получаем эту самую новую единицу измерения. Если она такая же, как и у первого слагаемого, тогда мы можем выполнить сложение. Привожу пример задачи, которая хорошо иллюстрирует сказанное: «Имеется геометрическая фигура площадью 3 квадр. см. К ней присоединили прямоугольник с измерениями 2 см на 5 см. Какая общая площадь двух фигур?» Объясняют: «Если мы захотим к трём квадратным сантиметрам прибавить два сантиметра стороны прямоугольника, то у нас ничего не получится. Нельзя сложить две величины с разными единицами измерения (разнородные величины): нельзя к площади прибавить длину. Если мы умножим стороны прямоугольника, тогда получим его площадь. Площадь с площадью можно сложить и получить результат – 13 квадр. см».

По умолчанию, в математике считается, что если между числами записан знак математического действия, значит, это действие можно выполнять. Отсутствие единиц измерения превращает математику в бессмысленную детскую игру в числа. Вот где чувствуется сила величинного подхода к понятию числа! Да здравствуют программы и системы обучения, в которых числа рассматриваются не только как результат счета, но и как результат измерения!

Таким образом, на данном примере показываем, что, с одной стороны мы готовим студентов к организации проблемно-диалогического обучения в начальной школе, с другой – организуем проблемный диалог со студентами для понимания и осознания основ теории математики.

Использование модели проблемно-диалогического урока математики в начальной школе помогает студентам грамотно построить конспект на пробной практике в рамках рассматриваемой технологии и, конечно же, поможет в предстоящей самостоятельной работе.

Нет сомнений в том, что технология проблемно-диалогического обучения требует от преподавателя колледжа и учителя начальных классов высокой компетентности и методической подготовленности. Она реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между учителем и учащимися, студентами и преподавателем, когда возможна свобода выражения своих мыслей, когда диалог происходит в доброжелательной обстановке. При этом заметно развитие мыслительной деятельности обучающихся, математических способностей; формирование интереса к учению; воспитание активности в обучении и творческого начала.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

7