Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

12.12.2018 15:55 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 22 от 12.12.2018 г.

Современные педагогические подходы к совершенствованию занятий в колледже

Автор: Б.О. Махаева
преподаватель экономических дисциплин, председатель ЦК экономических дисциплин

Говоря о современном уроке в соответствии с требованиями новых стандартов, хотелось бы затронуть вопрос: как проходил традиционный урок? Преподаватель опрашивает по домашнему заданию студента, который рассказывает параграф, прочитанный в учебнике или конспекте, написанном под диктовку преподавателя. Педагог ставит студенту оценку, затем опрашивает следующего. Вторая часть урока – преподаватель рассказывает следующую тему и задаёт домашнее задание.

Зачастую такие уроки вели преподаватели с образованием инженера, экономиста, технолога, которые не всегда могли блеснуть педагогическим мастерством даже при наличии хороших профессиональных знаний. Новые стандарты предъявляют новые требования к преподавателям – научить студентов самостоятельно находить и применять новые знания. Перед преподавателями нашего колледжа встала проблема: как обеспечить такие уроки и в какой форме?

Нельзя считать, что как преподаватель я, будучи экономистом без педагогического образования, не давала знания студентам, но традиционное обучение во многом не отвечает современным требованиям. Анализируя свою деятельность в колледже, я поняла, что сегодня такой урок не может быть продуктивным. Важным условием обучения стала необходимость научить студента в изменяющихся условиях решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. Стало очевидным, что не должно быть явно выраженной преобладающей роли преподавателя и его учебного монолога, как это было до сих пор.

На моих уроках по дисциплине «Аудит» эффективен диалог, дискуссия, активная познавательная деятельность обучающихся при моём руководстве как преподавателя. Постоянно находясь в поиске современных методик преподавания, я стала строить уроки по совершенно иной схеме, где студент становится живым участником образовательного процесса. Очень важно, чтобы преподаватель поддерживал инициативу студента в нужном направлении и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Преподаватели нашего колледжа давно отказались от некоторых элементов традиционного урока, совершенствуют средства и методы построения урока для поднятия его результативности. Мы готовы перенимать опыт новаторов и не боимся перемен.

Рассмотрим элементы совершенствования уроков в колледже, которые значительно повысили качество обучения, на примере одного урока по теме «Аудит соблюдения трудового законодательства и расчётов по оплате труда».

В соответствии с новыми стандартами нужно, прежде всего, усилить мотивацию студентов к познанию, продемонстрировать ему, что наши занятия – не получение отвлечённых от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к ней, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной действительности.

На своих уроках я говорю о высоком статусе аудиторов в обществе, об их значимости в условиях рыночной экономики. Обязательно подчёркиваю, что, если даже студенты не станут аудиторами, знания о правах и обязанностях работодателя и наёмного работника в вопросах приёма на работу, увольнения, перевода, оплаты труда и других ситуациях всегда пригодятся. Демонстрирую свой трудовой договор, который был заключён с колледжем. Таким образом вызываю интерес и желание к изучению этой дисциплины.

Нельзя начать говорить о чём-то, не определив главного, а на уроке это – ключевые слова. Актуализация ключевых слов позволяет студентам вспомнить ранее изученные определения и усвоить новые. Подготовка к изучению новой темы и в дальнейшем выработка навыков основывается на самостоятельности самих студентов. Для изучения новых понятий я заранее предлагаю опережающее домашнее задание по этой теме для самостоятельного изучения с помощью интернета. Таким образом готовлю учеников к активному участию в процессе изучения новой темы.

В максимальной степени процесс мышления проявляется и развивается при решении проблемных задач, выраженных в виде различных ситуаций. Применение ситуационных задач на уроках позволяет усилить интерес студентов к предмету, заострить внимание на теме урока и побуждает к мыслительной деятельности.

Мною разработаны ситуационные задачи по дисциплине, собраны интересные реальные факты об аудиторских проверках в российской и международной практике. Тем самым я готовлю студентов к активному мышлению при изложении новой темы.

На уроке по вышеназванной теме создаётся следующая ситуация: российский предприниматель Михаил Прохоров обратился к законодательному собранию с предложением узаконить 60-часовую рабочую неделю. Зачитываю обращение и аргументы М. Прохорова. Студенты, которые заранее подготовились к новой теме, отмечают, что нормальная продолжительность рабочей недели согласно ТК РФ составляет 40 часов. Разгорается небольшая дискуссия сторонников и противников такого предложения, в ходе которой активизируется мыслительная деятельность обучающихся. Студенты уясняют, что действующим российским законодательством ограничена продолжительность труда во времени.

Профессиональный рост педагога, его постоянное совершенствование достигаются за счёт непрерывного и систематического повышения его профессионального уровня, определения путей, средств и способов его профессионального саморазвития. В этой связи актуализируется проблема подготовки его к использованию интегративного подхода в преподавании учебных дисциплин на основе информационно-коммуникационных технологий.

Мною создан и используется электронный учебно-методический комплекс, который содержит в себе иллюстрированный, познавательный учебный материал по изучаемой теме в виде презентаций, тестов, ситуационных задач, кроссвордов. Разработаны слайд-презентации по каждой теме, позволяющие достичь лучших результатов в своей деятельности. На первых же уроках заметен эффект – рост заинтересованности студентов в изучении нового материала.

Ещё один момент, усвоенный мною в процессе реализации требований новых стандартов, – это личностно-ориентированный подход, когда каждый обучается на доступном ему уровне трудности усвоения материала. Предлагая студентам задания различного уровня сложности, мы варьируем содержание учебного материала, однако при этом цели, формы, методы обучения остаются одинаковыми.

При изложении нового материала труднее подойти дифференцированно. Невозможно рассказать тему в 3-4-х разных вариантах – мы ограничены во времени. На вопросы, которые задают студенты после новой темы, я отвечаю с учётом того, какой студент его задал – сильный, слабый или средний. Ответ с применением чёткой научной терминологии получит сильный студент. Средний студент ответ получит более упрощённый, а слабый студент (если он его задаст) – на доступном ему уровне, без всяких «умных» фраз.

Здесь некоторые могут возразить: а может, вы ошиблись с соотнесением студента с той или иной категорией? Такое возможно, поэтому и нет чёткого и окончательного деления на группы. Дифференцированный подход на моих занятиях состоит в подборе заданий для контроля восприятия новой темы в виде тестов, блиц-опросов, карточек. Все преподаватели нашего колледжа пересмотрели свои тестовые задания для итоговой и промежуточной аттестации студентов. Большая часть заданий имеет практическую направленность.

Разрабатывая новый, современный урок, изучая различные подходы к нему с учётом требований современной педагогики, я считаю, что практико-ориентированный подход наиболее эффективен. Для этого в стенах нашего учебного заведения создана и реализуется модель практического процесса обучения – имитационный центр на базе ЗАО «Хасавюртовский консервный завод». Здесь студенты анализируют отчётность завода, встречаются с реальными производственными ситуациями, которые должны успешно разрешить.

Новым этапом в совершенствовании учебного процесса в нашем колледже является метод опережающего домашнего задания для самостоятельного изучения новой темы, которую преподаватель заранее озвучил с указанием источников литературы и интернет-адреса, где студент может найти необходимую информацию по теме. Это значит, что, уходя домой, студент знает, какая тема будет на следующем уроке. В таких случаях студенты заряжены на активный поиск: они учатся находить и извлекать необходимую им информацию в условиях её обилия.

Суть данного метода такова: преподаватель предварительно находит наиболее доступные интернет-ресурсы и даёт опережающее задание на дом, чтобы студент самостоятельно подготовился к новому уроку, сделал конспект, дал определения ключевым понятиям. Это доступно каждому. Студентам с высокой усвояемостью очень часто мною задаются на дом темы для написания мини-проектов на 2-3 страницах, чтобы студент за короткий промежуток времени мог ознакомить аудиторию с содержанием, предложил варианты решения ситуационных задач. Например, по теме «Аудит расчётов с внебюджетными фондами» можно дать задание написать проект на тему «Заработная плата в "конвертах" – две стороны медали».

Такие уроки позволяют сократить время на теорию и уделить большую часть урока практической направленности – для развития умений и навыков. Данный элемент дисциплинирует и самого преподавателя, так как он должен тщательнее продумать формы и методы урока, заранее готовиться к последующим урокам.

Анализируя свою педагогическую деятельность и деятельность преподавателей нашего цикла, приходишь к мысли, что научить действовать можно только в процессе активной работы. Соблюдение всех элементов на своих занятиях позволило мне достичь лучших результатов, заметно повысить показатели успеваемости и посещаемости, увеличить количество активных студентов.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

2