Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

31.01.2018 13:44 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 2 от 30.01.2018 г.

Будем ударять как надо!

Автор: Г. Сивриди

Автор известной многим юристам книги «Искусство речи на суде» П.С. Пороховщиков (Сергеич) писал: «Неправильное ударение так же оскорбительно для слуха, как неупотребительное или искаженное слово». К сожалению, отклонения от акцентологических норм (в языкознании слово «акцент» синонимично слову «ударение») довольно часты. Объясняются они особенностями русского словесного ударения: оно, как известно, разноместное, свободное (может падать на любой слог в слове) и подвижное (при изменении слова может переходить с одного слога на другой). Есть и другие причины.

Усвоению нормативного ударения препятствуют профессионализмы, просторечие. Так, в речи медиков можно услышать: агонИя, Алкоголь, диспАнсер, Инсульт, кОклюш, парАлич, эпилепсИя и др.; в речи юристов: возбУждено, докУмент, осУжден, прИговор, привЕден в исполнение и др. То же можно сказать и о разнобое в словарях и словниках: гренкИ и грЕнкИ, мизЕрный и мИзЕрный, мышлЕние и мЫшлЕние, фольгА и фОльгА и др., что обусловено изменением норм.

Нормы ударения, в отличие от других языковых правил, не столь категоричны, определенны и устойчивы. Место ударения во многих словах приходится запоминать. Это слова с колеблющимся ударением, которые называют «проблемными».

В школьных учебниках русского языка в качестве приложения даются небольшие списки таких слов («Говори правильно»), но, как показывают наши наблюдения, учащиеся даже этот минимум не усваивают.

Акцентологические словники даются в учебниках и пособиях по культуре речи, для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, публикуются в разных газетах, журналах, в отрывных календарях, в соцсетях, например, в Одноклассниках.

Одно время листовки с такими словами расклеивались в вагонах петербургского метро. Учителя-словесники обычно дают выпускникам списки слов, наиболее часто встречающихся в тестах ЕГЭ. Их число колеблется от 100 до 300.

В этих списках, как и в словниках различных пособий, встречаются устаревшие слова, узкопрофессиональные, редко употребляющиеся иноязычные слова: аверс, агнец, бунгало, дуайен, духовник, парвеню и др., которые многим незнакомы.

Включаются в них и слова, в которых в нашем регионе ошибки не допускаются или крайне редки: абзац, алфавит, библиотека, километр, магазин, молодежь, ракушка, сантиметр и др.

Основная часть акцентологического минимума должна состоять из слов, ошибки в которых являются типичными, устойчивыми. На первых занятиях в Школе юного филолога при ДГУ мы проводили «орфоэпические диктанты» и тем самым выявляли наиболее трудные. Ниже приводятся слова, ошибки в которых допустили от 50 до 80 процентов писавших:

баловАть, бАнты, включИт, вручИт, гналА, грУшевый, диспансЕр, дремОта, завИдно, закУпорить, замерлА, звонИт, квартАл, кИлька, клАла, красИвее, кУхонный, мЕльком, намЕрение, начАть, новорождЁнный, обеспЕчение, облегчИть, откУпорить, оптОвый, повторИт, премировАть, принУдить, простынЯ, срЕдства, тОрты, тУфля, цепОчка, чЕрпать, щавЕль.

На уроках необходимо обеспечить повторяемость этих и других слов, проводя регулярно, систематически «орфоэпические пятиминутки». (См. «Рабочую тетрадь. Модульный курс. Я сдам ЕГЭ. М., 2016)

Орфоэпические пятиминутки могут проводиться и в форме диктанта, и с использованием раздаточного материала (при наличии проектора или интерактивной доски проецируется 8-10 слов с заданием записать их и расставить ударения), и в виде выполнения различных упражнений, связанных с образованием грамматических форм (мн.ч. сущ., личных форм глагола, кратких форм прилагательных и причастий и др.).

Разумеется, запомнить все «трудные» слова непросто, да это и не следует делать. В некоторых пособиях даются определенные закономерности русского ударения, группы грамматических форм.

Так, разграничиваются глаголы настоящего и будущего времени с ударными и безударными окончаниями: включИт, вручИт, звонИт, наделИт, одолжИт, повторИт,; но: закУпорит, откУпорит, пригУбит, принУдит, увЕдомит.

Как известно, у немногосложных глаголов в прошедшем времени женского рода ударение падает на окончание: бралА, взялА, вралА, гналА, далА, ждалА, началА, понялА, но: клАла, крАла, слАла, стлАла. Это же правило применимо и к кратким прилагательным и причастиям женского рода: близкА, важнА, вернА, грубА; занятА, снятА.

Мы обращаем внимание учащихся и на другие закономерности. Так, большая часть существительных на –ент произносится с ударением на этом элементе: аргумЕнт, докумЕнт, инструмЕнт, медикамЕнт, цемЕнт и др., но: орнАмент, парлАмент, фундАмент и др.

В сложных словах со второй частью –вод ударение падает на эту часть: водопровОд, газопровОд, нефтепровОд. Следует различать слова «электропровОд» (линия электропередач) и «электропрОвод» (проволока, шнур). В неодушевленных сложных существительных со второй частью –лог ударение падает на эту часть: диалОг, каталОг, монолОг, некролОг; в одушевленных – на предпоследний: биОлог, политОлог, филОлог.

Конечно, надо знать и слова с вариантным литературным произношением: высокО-высОко, глубокО-глубОко, далекО-далЁко, Иначе-иначЕ, твОрог-творОг, тЕфтели-тефтЕли и др. Важнее все же знать, что в русском языке ударение выполняет смыслоразличительную функцию: Атлас (набор географических карт)-атлАс (ткань), брОня (заказ)-бронЯ (защита), Ирис (цветок)-ирИс (конфета), проЯсниться( о погоде, о небе)- прояснИться (стать понятным).

Автор книги «Искусство риторики» П.С. Таранов считает, что «тот, кто делает неверные ударения и произносит «он звОнит» и «она пОняла», для кого все равно, что «кЕдровые», что «кедрОвые» (орешки), хотя правильно второе, тот далек от современной культуры». О чем-то говорит и то, что Президент РФ В.В. Путин на недавней встрече со школьниками признался, что иногда обращается к специалистам по русскому языку относительно ударения в том или ином слове.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

3