Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

21.09.2017 10:13 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 17 от 19.09.2017 г.

Магомед Абдулаев: «100 лет – важная веха в истории педагогического образования Дагестана»

Автор: К. Булатова

Интервью с ректором ДГПУ, доктором юридических наук, профессором Магомедом Имрановичем Абдулаевым.

– В начале августа состоялась встреча заместителя председателя правительства РД Екатерины Толстиковой с руководством и преподавателями ДГПУ, посвященная вопросам подготовки к празднованию 100-летия создания первого в Дагестане педагогического института. Каковы наиболее важные исторические вехи этого периода?
– Действительно, в ДГПУ прошло совещание с участием вице-премьера Екатерины Толстиковой и ведущих педагогов и учёных по празднованию 100-летия педагогического образования, то есть исторического факта: открытия первого педагогического института в республике. Издан Указ Главы Республики Дагестан и дано поручение Правительству РД, которое учитывая, что ДГПУ обеспечивает многогранную подготовку воспитателей, учителей, педагогов разного профиля для педагогического образования, поручает проведение этого события профильному вузу – педагогическому.
На протяжении всей истории в стенах университета бережно хранят традиции, приумножают научное, творческое наследие.
Свою историю педагогическое образование в Дагестане отсчитывает с далекого 12 ноября 1917 года, когда в городе Темирхан-Шура (ныне Буйнакск) был открыт педагогический институт в здании реального училища. Первым ректором института был выпускник исторического факультета Азербайджанского университета Джавадбек Рафикбегов. Открытие было инициировано и поддержано как министром просвещения Дагестана Нурмагомедом Шахсуваровым, так и представителями интеллигенции, политическими и религиозными деятелями, такими как: Джалалудин Коркмасов, Нажмудин Гоцинский, Гайдар Бамматов и др. Так начиналась славная летопись вуза. В годы гражданской войны первому педагогическому вузу Дагестана пришлось прекратить работу.
В 1931 году развитие педагогического образования получило новый импульс в связи с открытием в г. Махачкале педагогического института, который был преобразован в 1957 году в Дагестанский государственный университет.
В тяжелые годы Великой Отечественной войны постановлением Совнаркома РСФСР от 1 ноября 1943 года был открыт Дагестанский женский учительский институт, ставший основой сегодняшнего педагогического университета в Дагестане.
В довоенные годы учителя, приехавшие в Дагестан из России, провели большую работу по ликвидации неграмотности. Самоотверженный труд русских девушек и сейчас помнит старшее поколение. Многие из них, создав интернациональные семьи, навсегда связали свою жизнь с Дагестаном. Республике были необходимы кадры из местного населения, поэтому открытие в ноябре 1943 года Дагестанского женского учительского института стало важнейшим событием. Вуз был призван решать вопросы улучшения работы школ республики и формирования национальной женской интеллигенции. Поскольку многие родители не хотели отпускать дочерей из дома, к учебе приступили только 46 девушек-первокурсниц. В 1945 году при плане 120 человек в вуз были приняты только 54 девушки, в 1946 году – 41, в 1947 году – 65 и в 1948 году – 68 девушек.
Институт на первых порах не имел своего здания, занятия проводились во вторую смену в аудиториях механического техникума и в общеобразовательной школе. В вузе было всего 4 факультета: физико-математический, русского языка и литературы, естественно-географический и исторический. Коллектив преподавателей состоял из 15 человек. Первый выпуск состоялся в 1946 году, и 33 горянки получили дипломы о высшем образовании.
В 1963 году, после очередной реорганизации, вуз стал называться Дагестанским государственным институтом им. Г. Цадасы. Со временем институт стал одним из значимых центров педагогического образования в Дагестане и России.
В 1964 году институт был преобразован в Дагестанский государственный педагогический институт, а в 1994 году – в Дагестанский государственный педагогический университет.
В 60-е — 80-е годы в ДГПУ один за другим открывались новые факультеты. С 1992 года университет в числе первых вузов страны перешел на двухуровневую систему подготовки, а с 2011 года – на пятилетний бакалавриат по двум профилям, что очень важно для сельского учителя, работающего в малокомплектной школе.
История становления и развития университета – это сложные и радостные, наполненные огромным трудом и неиссякаемым энтузиазмом десятилетия успешной образовательной и научной деятельности. Особое чувство гордости вызывает то, что ДГПУ, занимающий видное место среди педагогических вузов страны, остается в наше непростое время верен своему раз и навсегда выбранному профилю подготовки специалистов для российского образования в целом, и прежде всего – для Северокавказского и южного регионов страны.
ДГПУ связан узами плодотворного сотрудничества со многими российскими и зарубежными высшими школами. Обмен опытом, совместное участие в различных конференциях и мероприятиях – лишь малая толика той большой работы, которую проводит вуз в рамках образовательного пространства.
Если сопоставить не такой уж продолжительный для истории период с теми результатами, которые наш университет достиг за время своего существования, то разница между количеством и качеством будет впечатляющей. Дагестанский государственный педагогический университет гордо сохраняет статус одной из крупнейших кузниц педагогических кадров. Заслуженную славу вузу снискали и его преподаватели, и его выпускники, которые не просто дают знания, но и помогают своим ученикам стать достойными членами общества и достойными гражданами своей страны.
– Имеет ли ведущий педагогический вуз республики какую-то особую региональную специфику? Какой факультет или кафедру Вы назвали бы визитной карточкой ДГПУ?
– ДГПУ – это крупнейший на юге России научно-образовательный центр, где сформирована целостная, эффективная система подготовки педагогических кадров. Более 78% учителей, педагогов, воспитателей и 82% руководителей образовательных учреждений республики – выпускники педагогического университета.
Главной визитной карточкой является сам педагогический университет со всеми структурными подразделениями, где сконцентрирована вся составляющая педагогического образования: дошкольное, начальное, гуманитарное, общее, профессиональное.
ДГПУ прилагает большие усилия для сохранения и развития языков народов Дагестана. По нашей инициативе в течение года в вузе проходили грандиозные форумы, посвященные проблемам изучения, сохранения и развития родных языков. По результатам "круглых столов" приняты резолюции. Активно ведется работа в этом направлении и сейчас: назначены именные стипендии, открыты новые профили подготовки по родным языкам.
В этом году нами выигран грант Президента РФ по созданию в ДГПУ Северокавказского ресурсного центра по инклюзивному образованию «Созвездие».
Сегодня Дагестанский государственный педагогический университет является ведущим и самым крупным педагогическим вузом в Северо-Кавказском федеральном округе и показывает пример активной образовательной деятельности в духе времени, с ориентацией на инновационное развитие, с выходом на международное сотрудничество и новый уровень качества образования.
Мы перешли к подготовке специалистов с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов. Дагестан имеет свою специфику в этом плане: из 1450 школ 80% составляют сельские школы. В основном это малокомплектные школы, и в ДГПУ подготовлены и внедрены профили, адаптированные для нужд сельских школ.
– Что представляет собой педагогический состав вуза?
– В ДГПУ ведется системная, целенаправленная работа по подготовке и подбору кадров, поддержанию на должном уровне качественного и количественного состава научно-педагогических работников университета.
В основе кадровой политики стоит задача по созданию команды профессионалов для достижения университетом высоких результатов в научно-педагогической деятельности.
В связи с этим идет планомерная работа по переводу научно-педагогических кадров на «эффективный контракт». Это означает, что оплата труда научно-педагогических работников университета будет осуществляться на основе рейтинговой системы оценки эффективности их деятельности, которая направлена на стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогической и научной работы, развитие творческой инициативы преподавателей.
Следует отметить, что на 1 сентября 2017 года, в результате проведенных мероприятий по оптимизации структуры и штатного расписания университета в соответствии с требованиями майских указов Президента Российской Федерации, численность научно-педагогических работников ДГПУ составила 418 человек. В числе профессорско-преподавательского состава 51 человек имеет ученую степень доктора наук и 305 – степень кандидата наук. В настоящее время в ДГПУ работает 52 профессора и 176 доцентов. Кроме того, 138 работников университета имеют почетные звания Российской Федерации и Республики Дагестан.
– Как налажено взаимодействие ДГПУ со школами, колледжами, ДИРО?
– ДГПУ не может функционировать вне единого образовательного пространства республики, представленного образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования. Мы заинтересованы в качественном наборе абитуриентов и профессиональной подготовке своих выпускников, поэтому структурные подразделения вуза – институты и факультеты – имеют свои школы и экспериментальные площадки физико-математического, биолого-химического, экологического и других направлений на базе общеобразовательных организаций городов и районов республики. Это сотрудничество дает положительные результаты: к нам стремятся поступить более подготовленные абитуриенты, у нас развита целевая форма приема лучших выпускников школ. С образовательными организациями у вуза заключено более 350 долгосрочных договоров. Мы ежегодно организовываем конференции с участием потенциальных работодателей, где проводится тщательный анализ результатов педагогической практики студентов, решаются вопросы востребованности труда и нехватки специализированных педагогических кадров в селах и районах республики.
Взаимодействие с педколледжами и другими средними профессиональными учреждениями в осуществлении непрерывного сетевого взаимодействия и в целях подготовки кадров для системы образования является для нас приоритетным и перспективным направлением. Выпускники педагогических колледжей, желающие продолжить обучение в вузе, пользуются правами льготного поступления, продолжают обучение на базе ДГПУ по сокращенным программам.
Что касается взаимодействия с Дагестанским институтом развития образования, то мы всегда открыты к сотрудничеству. Мы не только предоставляем услуги квалифицированных специалистов из числа профессорско-преподавательского состава для организации повышения курсов квалификации учителей, но и готовы к взаимодействию на базе наших творческих и экспериментальных лабораторий.
– Не секрет, что далеко не все выпускники устраиваются на работу в школы. На Ваш взгляд, с чем это связано?
– Ежегодно вуз выпускает более 1200 дипломированных специалистов очной формы обучения. Из них официально трудоустроено, к примеру, за прошлый год, 619 человек – 51% от общего количества, из которых работают по специальности – 36%. К сожалению, в школы трудоустроилось только 16%. Наиболее сильные студенты после вуза начинают искать высокооплачиваемую работу.
Значимым фактором того, что отдельные выпускники не идут работать в школу, является низкая заработная плата.
Раньше по распределению выпускники направлялись в сельские школы, где выдавались подъемные деньги и все обеспечивались жильем. В настоящее время эти льготы отменены.
Несмотря на трудности, испытываемые педагогами, наметилась тенденция к востребованности педагогического образования. На факультеты (филологический, начальных классов, физической культуры и безопасности жизнедеятельности, специального (дефектологического) образования, иностранных языков, информатики) конкурс растет из года в год. Без переводчика сейчас не обходится ни одно предприятие, специалисты в области информатики и компьютеров, в области PR и СМИ тоже востребованы, а вот в школах вакансии учителей иностранного языка и информатики остаются незаполненными.
В школах Дагестана на новый учебный год имеется примерно 478 вакансий. Конкретно, в г. Махачкале, на основании данных Управления образования, – 96 вакансий в 31 школе города по 11 направлениям подготовки специалистов. Информация доведена до выпускников вуза, многие выпускники успешно трудоустроены.
Хочется отметить, что в университете возобновляется целевой прием абитуриентов. В 2017 году выделено 6 мест в пределах квоты целевого приема на очную форму обучения.
– Какие мероприятия намечены в честь юбилея?
– Уже проведены выездные мероприятия в образовательные учреждения городов и районов республики с освещением в СМИ, научно-практические конференции, выставки, круглые столы, встречи с ветеранами педагогического труда, международные и всероссийские конкурсы. Также запланировано проведение Образовательного форума «100 лет служения педагогическому образованию», фестиваля творчества «Учитель которого ждут», фестиваля этнической культуры «Мир — Кавказу», театральных представлений «Призванные творить и обучать», организация недель спорта, науки, дружбы и других мероприятий, приуроченных к празднованию грандиозной даты – столетнего юбилея педагогического образования в Дагестане.
...Прошло сто лет со дня учреждения первого пединститута... За эти годы изменилось его название, модернизировались образовательные технологии, расширился диапазон профильных дисциплин. Но осталось главное – прекрасные и добрые традиции, базирующиеся на подлинном уважении к человеку и на искреннем стремлении максимально раскрыть его научный, творческий и духовный потенциал.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

98