Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

02.02.2017 10:51 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 1 от 20.01.2017 г.

Технологии учебного исследования в начальной школе

Автор: У.Т. Курбанова
учитель начальных классов, ПРОО РФ, с. Усиша, Акушинский район

Вопрос о формировании и развитии творческой личности приобретает исключительную актуальность в современной педагогической науке. Решение проблемы развития творческого потенциала младших школьников означает организацию их деятельности, всецело направленную на самостоятельное открытие нового, будь то знания или алгоритм их приобретения. Одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится именно познавательная творческая деятельность самого ребенка. Только в процессе активной деятельности формируется и развивается личность. Одним из способов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.
Учитывая рекомендации учёных, психологов, методистов и особенности мальчиков и девочек младших классов, я строю работу с ними следующим образом.
Как известно, для девочек характерна работа по заранее размеченному плану (или шаблону). Девочкам лучше давать задачи шаблонного типа, которые они будут решать успешнее, чем творческие задания. У девочек преобладает образно-наглядная память. У них слабее пространственные представления и им следует показывать как можно больше демонстрационного материала (картинки, таблицы). У них статистический ход мышления и они быстро утомляются.
Для мальчиков же более интересны творческие занятия и задачи, новый материал. Им я предлагаю разнообразные задачи (логические, творческие, исследовательские): у них хорошо развито аналитическое мышление. Мальчики ориентируются на результат и критику воспринимают нормально. Они не только имеют динамический ход мышления, но и более выносливы, терпеливы. У мальчиков высокие способности к поиску нового, нестандартного решения.
Имея большой опыт работы в начальной школе, стараюсь развивать исследовательские навыки младших школьников в проектной деятельности. Придерживаюсь трёх принципов научно-исследовательской деятельности: развитие личности, расширение знаний, взаимосвязь базового компонента и системы дополнительного образования.
Пользуюсь тремя группами тем:
• Фантастические – ориентированные на разработку несуществующих объектов, явлений;
• Эмпирические – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
• Теоритические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.
Правила выбора темы исследований.
• Тема должна быть интересна ребёнку и увлекать его;
• Тема должна быть нестандартной и оригинальной;
• Тема должна принести реальную пользу ребенку. Например, конкурсы, сочинение-подражание, создание книжек-малюток, реклам и т.п.
Выбор проекта – начало всего. Учитель и родители должны при этом помогать: при выборе предмета исследования, при сборе и обобщении материала, при поиске методов изучения и т.п.
Ценно то, что ребенок создает своей головой и руками – макет, отчет и т.д. Взрослые же должны знать, что нельзя делать за ребенка то, что он сможет сам делать; думать за него, когда он сам сможет догадаться!
Технологии учебного исследования позволяют получить следующие результаты:
• Усваивается алгоритм научного исследования, формируется научное мировоззрение учащихся;
• Значительно расширяется кругозор учащихся в предметных областях;
• Учащиеся вооружаются универсальными способами учебной деятельности, дается импульс к саморазвитию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
• Формируется социальный опыт в труде и общении.
В то же время учитель лучше узнает своих учащихся, помогает им раскрыть их потенциал. У него повышается профессиональный уровень, развиваются учебно-познавательная, коммуникативная, информационная компетенции.
Для обогащения своего интеллекта учащиеся должны испытывать живые эмоции интереса и удовольствия по поводу продвижения вперёд и преодоления трудностей. Одним из ключевых направлений российской образовательной системы является ориентация на стандарты, предполагающие создание комфортной образовательной среды.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

19