Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

27.12.2017 15:45 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 24 от 27.12.2017 г.

«Живая классика» шагает по планете!

Автор: Беседовала К. Булатова

Интервью с президентом фонда «Живая классика» Марией Смирновой

– Конкурс «Живая классика» завоевал огромную популярность как в России, так и за рубежом. Расскажите, как возникла идея проведения такой масштабной акции?

– Аналогичный конкурс вот уже 50 лет проводится в Германии. Я посещала семинары Гете института для специалистов книжного бизнеса, где рассказывали о различных проектах по популяризации чтения и, в том числе, про этот конкурс. Я тогда не поверила, что такой конкурс может как-то серьезно влиять на ситуацию с чтением.

В 2011 году проводила конкурс, не веря, что в России это сработает. Даже предположить не могла, что проект станет всероссийским, потом международным, что 2,5 миллиона школьников каждый год будут в нем участвовать. В 2011 году я организовала встречу с методистами Санкт-Петербурга и рассказала, что в Германии есть конкурс юных чтецов, благодаря которому подростки стали гораздо больше читать, предложила провести такой же конкурс в России.

Было несколько условий. Во-первых, в конкурсе должны принять участие все районы Санкт-Петербурга, очень важно сделать конкурс массовым.

Во-вторых, участникам предлагалось читать прозу, а не стихи, и, наконец, детям должна была быть предоставлена полная свобода выбора произведения для конкурса: пусть читают все, что хотят. В Германии участники конкурса читали с листа, а петербургские дети, несмотря на правила, по которым не нужно было учить текст наизусть, стали учить, поэтому выступления русских детей были похожи на увлекательный моноспектакль.

Всех, кто видел соревнование, удивляли читающие умненькие дети. Взрослые говорят "потерянное поколение", а дети все эти представления взрослых разрушают. Жюри обычно уходило с конкурса со словами: "Мы даже предположить не могли, что современные подростки такие талантливые, начитанные".

О талантливых школьниках услышали в правительстве Санкт-Петербурга и предложили помощь. В итоге на СанктПетербургском международном книжном салоне провели финал конкурса, на который приехали дети из 7 городов. Собралось 500 зрителей. Зал был битком набит людьми: которые проходили мимо, заглянули и остались.

В 2012 году были достигнуты договоренности с Министерством образования и науки, Министерством культуры и Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям о совместном проведении всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика", главы всех регионов получили приглашение участвовать: конкурс, конечно, стал таким массовым благодаря мощной государственной поддержке.

В 2013 году на конкурс приехали первые русскоговорящие иностранцы. Чтение вслух всем нравилось: это ведь возможность выступить перед большой аудиторией, рассказать о себе через текст, стать популярным, прославиться, заработать репутацию читающего человека. Во время подготовки к конкурсу большинство участников прочитывает довольно много книг.

– Кто входит в состав жюри?

– Для нас с самого начала было важно, чтобы в жюри приходили люди со стороны. У учителей сложились свои представления о каждом ребенке, поэтому учителя не должны были оценивать своих учеников. Я боялась, что конкурс превратится в конкурс отличников. В итоге в жюри вошли журналисты, писатели, актеры. Они ходили по школам, писали о конкурсе – как следствие, стали присоединяться другие города, появились публикации в СМИ.

– Были ли трудности при проведении конкурса?

– Трудностей очень много. Во-первых, как наладить взаимодействие со всеми регионами? Как избежать коррупции? Где найти финансирование на проект? Как доставить детей на финал? Где взять подарки? Вопросов очень много. Если бы сначала составила список проблем, которые мне предстоит решить во время проведения конкурса, я бы никогда за него не взялась. Это непростая история! И чем дальше, тем она сложнее, но, одновременно, интереснее. Появился форум для кураторов, неделя «Живой классики» в библиотеках. Этот проект через 6 лет своего существования все набирает и набирает силу, расправляет крылья. И я все больше в него верю, осознаю его эффективность и необходимость.

– Сколько человек смогли поучаствовать в конкурсе за эти годы?

– Трудно сосчитать точно – к сожалению, не все участники регистрируются на сайте, но не меньше 10 миллионов. Это огромное количество поражает воображение. В Республике Дагестан конкурс проходит на очень высоком уровне! Ежегодно принимают участие более семидесяти тысяч школьников.

В этом году впервые во всех школах с 20 по 27 ноября прошла Неделя "Живой классики". Она была посвящена изучению учащимися библиотечного фонда своих школ. Библиотекари рассказали ребятам о самых интересных произведениях, которые можно выбрать для участия. По условиям конкурса, это должны быть книги, которые не входят в школьную программу, поэтому ребятам сложно самостоятельно сделать выбор.

– Расскажите, пожалуйста, о каком-нибудь забавном эпизоде во время проведения конкурса.

– Забавных эпизодов много! Чего только стоят письма, которые присылают нам учителя и участники: «Здравствуйте, дорогие организаторы конкурса «Живая шляпа!», «Я забила почти все село в вашу систему, осталось несколько последних участников добить». Этих писем тонны, в них очень много и забавного, и печального, но моя любимая история – про Толгу Корайола. В 2012 году после первого конкурса нам приходило много писем из стран СНГ: дети, учителя, библиотекари писали, что русский язык для них родной, что они тоже хотят участвовать. В Министерство образования пришло письмо от русскоговорящих мам Турции. Письмо было настолько неграмотным, что в Министерстве образования нас попросили поработать с турецкими детьми. Мы, конечно, рассчитывали, что приедут русскоговорящие дети, но на конкурс приехал турок Толгу Корайол. Он практически не знал русского языка – только начинал его учить, но выбрал для чтения удивительно подходящий рассказ «Заколдованная буква» Драгунского. В рассказе дети не выговаривали слово «шишки», говорили то «сыски», то «фыфки», а Толгу вообще практически ничего не выговаривал – и возникал комический эффект. Получалось, что он рассказывает историю о том, как ему не дается русский язык. Отборочный тур конкурса проходил в «Российской газете», и новость о смешном турке быстро разлетелась. Нам звонили самые разные люди и спрашивали, где можно послушать Толгу Корайола. Собственно, с победы Толгу и начался международный конкурс: Толгу был первым иностранцем в проекте.

– Какие проекты, помимо непосредственно самого конкурса, Вы реализуете?

– Все наши проекты связаны с литературой: мы представляем российскую книжную продукцию на международных книжных ярмарках, проводим образовательные форумы, конференции, выставки, литературные вечера, встречи с писателями, курсы повышения квалификации для учителей, литературные фестивали. Один из любимых проектов – детские лагеря. Я всегда думала, что нужно создать какие-то площадки, благодаря которым дети смогут продолжать дружить после конкурса, места, куда они смогут приезжать все вместе. Так возникли лагеря «Живая классика», которые мы проводим каждые каникулы. В лагере очень интересная программа: курсы актерского мастерства с педагогами главного театрального вуза страны – ГИТИСа; специальные классы с известными писателями, на которых дети учатся писать рассказы; курсы режиссуры с известными режиссерами. После лагеря портфолио детей существенно пополняется: театральный этюд, собственный видеосюжет, опубликованный рассказ. Летом мы едем в Болгарию: там фантастическая база – 50 метров до моря, белый песок, роскошные и очень чистые номера, невероятно вкусный шведский стол.

Недавно у нас появился проект «Всероссийская школьная летопись». Мы предложили школьникам попробовать себя в роли писателей и издателей – создать и издать собственную коллективную книгу, книгу своего класса. Школьники расскажут о себе и своих друзьях, о самых ярких моментах школьной жизни, попробуют осмыслить свой опыт и помечтать о будущем. Из книг классов сложатся летописи школ. «Всероссийская школьная летопись» будет формироваться в Российской государственной детской библиотеке и в Российской книжной палате, куда поступит по одному экземпляру каждой книги, написанной детьми. Школьная летопись будет доступна и в электронном виде. Книгам присваиваются ISBN-номера, дети станут настоящими авторами и смогут находить свои имена в электронных каталогах библиотек. “Всероссийская школьная летопись” – это попытка нащупать то общее, что объединяет современных подростков, почувствовать тот нерв, который делает детей детьми, помочь детям лучше понять друг друга и самих себя.

Мне кажется очень важным в детстве вести дневник, которому можно доверить все свои переживания, ведение дневника делает жизнь более осмысленной, заставляет задумываться, анализировать, позволяет наблюдать и фиксировать процесс собственного взросления. К этим записям потом интересно возвращаться, перечитывать и вспоминать, каким ты был. Ведение дневника – работа над собой, работа со своим внутренним миром, она очень интимная и совершается в одиночестве. Одна из целей этой работы – достижение предельной искренности с самим собой. Когда ты себя понимаешь, ты можешь принимать самостоятельные решения и делать правильный выбор.

– В этом году Фонд «Живая классика» получил Президентский грант. Что нового мы можем ждать от Фонда? Каковы перспективы развития «Живой классики»?

– Мы получили Президентский грант в размере 2 479 453 рублей. Конечно, это серьезное подспорье. Теперь мы сможем регулярно проводить вебинары, причем записывать их в профессиональной студии, с хорошим звуком и картинками.

Благодаря гранту мы сможем записать аудиокниги с победителями конкурса прошлых лет. Мы собираемся сделать видеоканал, на котором участники конкурса будут рассказывать о своих любимых книгах. Проведем соревнование читающих детей с медийными лицами.

Грант Президента России – это статус, показатель значимости и востребованности проекта. Очень многие статьи расходов по конкурсу все еще требуют поиска финансирования. Используя площадку газеты, хочу обратиться к потенциальным партнерам и спонсорам: мы открыты для сотрудничества, нам есть, что предложить взамен. Нам очень нужны подарки для детей: книги, спортивные товары, развивающие игры, сертификаты. Мы же со своей стороны предложим большой пакет рекламных возможностей и совместных активностей. Пока еще ни один спонсор не пожалел о том, что поддержал проект – мы умеем быть благодарными.

– Напоследок, что бы Вы пожелали читателям газеты «Учитель Дагестана»?

– Я желаю читателям газеты здоровья, потому что это самое главное пожелание для всех людей, оно базовое и оно действительно всем без исключения нужно. Я желаю вам быть терпимее, любить любимых, пока они живы, пока рядом, проживать каждый день на полную катушку, уметь радоваться и помнить, что счастье внутри нас. Никто не может помешать нам быть счастливыми, кроме нас самих.

Приятного чтения в новом году!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

79