Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

01.11.2017 09:37 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 20 от 30.10.2017 г.

Выездное совещание Комитета Государственной Думы

Источник: По материалам информационно-аналитического отдела Аппарата Народного Собрания РД

23-24 октября в Дагестане состоялось выездное совещание Комитета Государственной Думы по образованию и науке, посвященное вопросам повышения качества общего образования. Для участия в совещании в республику прибыли члены думского комитета, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, а также иных федеральных госорганов и отраслевых организаций.

В рамках совещания прошли пленарное заседание, тематические секции и круглые столы. Отдельное внимание было уделено обсуждению вопросов, связанных с преподаванием родных языков и подготовкой кадров для предприятий народных художественных промыслов и ремесел.

О качестве общего образования

23 октября в зале заседаний Народного Собрания РД прошло пленарное заседание совещания на тему «Вопросы повышения качества общего образования».

В заседании приняли участие Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию и науке Вячеслав Никонов, Председатель Народного Собрания Республики Дагестан Хизри Шихсаидов, Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, высших, средних и общеобразовательных учреждений, педагогического сообщества.

Председатель парламента Хизри Шихсаидов приветствовал участников совещания и поблагодарил Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию и науке Вячеслава Никонова за внимание к республике, отметив, что для многонационального Дагестана вопросы образования являются приоритетными: школа формирует человека, определяет его будущее, поэтому качество образования, сохранения родных языков требуют особого внимания. В частности, остро стоит проблема с малокомплектными школами в высокогорных районах республики, когда в одном классе несколько учителей ведут уроки с учениками разных классов и по разным предметам. «Решением этой проблемы могло бы стать создание интернатов, где могли бы учиться дети из отдаленных сел, иначе их нужно подвозить до населенных пунктов, где функционируют полноценные школы. В бюджете будущего года мы попытаемся учесть эти расходы», – подчеркнул спикер парламента. Он пожелал плодотворной работы участникам совещания.

Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию и науке Вячеслав Никонов в начале своего выступления поблагодарил руководство республиканского парламента за хорошую организацию работы совещания. «Дагестан не случайно выбран для проведения совещания: в этом году в школу здесь пошли 50 тысяч первоклассников, это больше, чем в других субъектах России, имеется хорошая динамика по строительству новых школ, кроме того, в многонациональной республике наработан определенный опыт преподавания родных языков», – сказал он.

С докладом на тему «Основные вопросы оценки качества образования» выступил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов. Говоря о развитии системы оценки школьного образования, он отметил, что важнейшим критерием оценки знаний являются экзамены. Докладчик указал, что за последние 3 года в республике качественно, без нарушений стали проводить ЕГЭ, а количество не сдавших экзамен сократилось в три раза. «Министерство образования РФ работает над новой редакцией федеральных образовательных стандартов, идет их повсеместное обсуждение по стране. Если стандарты начальной школы всеми приняты положительно, в общеобразовательной части они требуют корректировки. Федеральные стандарты образования – это та база, которая является фундаментом для дальнейшего образования», – считает руководитель Рособрнадзора.

Председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке Вячеслав Никонов вручил памятные сувениры Председателю Народного Собрания Республики Дагестан Хизри Шихсаидову и врио министра образования и науки Шахабасу Шахову. Он также попросил передать памятный сувенир врио Главы Республики Дагестан Владимиру Васильеву.

Затем выступил директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации Андрей Петров. Он остановился на необходимости совершенствования федеральных стандартов общего образования, на качестве школьных учебников и подготовке педагогических кадров. А. Петров поддержал предложение спикера дагестанского парламента по вопросу необходимости решения проблемы малокомплектных школ.

Врио министра образования и науки Республики Дагестан Ш. Шахов выступил с сообщением о развитии системы образования республики. Заместитель Председателя Народного Собрания Республики Дагестан Елена Ельникова рассказала о реализации в республике приоритетного проекта «Человеческий капитал», который охватывает, в том числе, и сферу образования.

В прениях по докладу были подняты вопросы доступности качественного образования в сельских школах, создания отдельной государственной программы «Сельская школа», качества подготовки и переподготовки педагогических кадров, необходимости поддержки молодых педагогов в сельской местности по аналогии с программой «Земский доктор», создания единых аттестационных центров в системе образования, перехода на новый уровень преподавания родных языков, создания условий для учащихся малокомплектных школ и другие.

В завершение заседания ряду педагогических работников республики были вручены Благодарности Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию и науке.

Работа совещания продолжилась в секциях 23 и 24 октября.

О подготовке кадров для предприятий народных промыслов

Открыл и вел заседание председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке Вячеслав Никонов. Он отметил, что при Комитете создана специальная рабочая группа по совершенствованию законодательства, поддержке и развитию народных художественных промыслов и ремесел Российской Федерации. Готовятся соответствующие законодательные инициативы.

По его мнению, в последнее время было принято много государственных решений, связанных с народными промыслами. 10 мая Президент РФ Владимир Путин встречался с представителями российских деловых ассоциаций и организаций. По итогам этой встречи были даны соответствующие поручения. Правительству РФ было поручено разработать и утвердить план мероприятий по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремесел. После утверждения Правительством РФ плана мероприятий («дорожной карты») следует обеспечить корректировку региональных и муниципальных программ, содержащих мероприятия, направленные на сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел.

Принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 234-ФЗ «О внесении изменений в статью 39 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и статья 4 Федерального закона «О народных художественных промыслах». «В соответствии с изменениями органы государственной власти субъектов РФ вправе оказывать поддержку организациям народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством РФ, федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с федеральным и региональным законодательством. То есть, возможность оказывать поддержку за счет региональных бюджетов предоставлена. Кроме этого, часть законопроектов о народных художественных промыслах находится на рассмотрении в Государственной Думе», – указал Вячеслав Никонов.

В своем выступлении председатель Комитета Народного Собрания РД по межнациональным отношениям, делам общественных и религиозных объединений Магомедкади Гасанов выразил надежду на конструктивный и полезный разговор, по результатам которого будет разработаны соответствующие рекомендации.

Заместитель министра образования и науки РД Альбина Арухова подчеркнула значимость обсуждаемого вопроса по подготовке кадров для предприятий народных художественных промыслов и ремесел. Она отметила, что этому вопросу в республике уделяется большое внимание. Создано Министерство по туризму и народным художественным промыслам, подготовка мастеров народных художественных промыслов осуществляется в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

На заседании были рассмотрены вопросы организации допрофессиональной ориентации учащихся в сфере народных художественных промыслов и ремесел в системе общего образования. Участники обсудили освоение базовых навыков создания изделий народных художественных промыслов и ремесел в системе дополнительного образования детей, правовую регламентацию организации подготовки кадров со средним профессиональным образованием. Выступающие говорили о материально-технической базе образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в этой сфере, государственно-частном партнерстве как инструменте повышения качества подготовки кадров. В обсуждении приняли участие профессор кафедры декоративно-прикладного искусства и методики преподавания Дагестанского государственного педагогического университета Магомед Омаров, заместитель директора по воспитательной работе и социальным вопросам ГБПОУ «Железноводский художественно-строительный техникум» Ольга Супрунова, заместитель Председателя Законодательного Собрания Нижегородской области Ольга Щетинина и другие.

Проблемы изучения родных языков

Вел заседание член Комитета Государственной Думы по образованию и науке Алексей Загребин. Он отметил, что имеет большой опыт педагогической работы и вопросы, которые будут обсуждаться сегодня, близки каждому сидящему в зале. «Сегодня мы с вами должны откровенно и продуктивно поговорить о том, что мы с вами хотели бы сказать о нашей профессиональной деятельности, какие рекомендации, исходя из своего преподавательского опыта, мы можем дать для того, чтобы ситуация, которая сложилась сегодня, была продвинута вперед, а позитивный результат встречи появился не только в резолюции, но и у наших учеников», – сказал Загребин, обращаясь к участникам совещания.

С докладом «Изучение родных языков в общеобразовательных организациях РД» выступила заместитель директора по научной работе Дагестанского научно-исследовательского института им А.А. Тахо-Годи Меседу Шурпаева. Она отметила, что в настоящее время в общеобразовательных школах республики изучаются 13 родных языков, но год от года число носителей родных языков катастрофически уменьшается. Так, в Республике Дагестан функционируют 1454 образовательных организации, в которых работают 2808 учителей родных языков. В последнее время наблюдается массовый переход мононациональных сельских школ на учебный план с русским языком обучения. Из 1223 сельских школ на русское обучение перешли 439 образовательных организации.

На заседании были рассмотрены вопросы наличия базового уровня владения русским языком в соотношении с объемом часов, отводимых на преподавание языков народов России, сужения сферы применения языков народов РФ, трудности языковой адаптации. Участники обсудили причины и следствия разрыва языкового континуума между городом и деревней, роль русского языка и языков народов России в повышении качества образования и укреплении межэтнических отношений. Выступающие говорили о качестве преподавания родных языков, изучении родного языка с детских садов, повышении количества часов на преподавание родных языков, введении литературы народов России в обучающую программу.

В обсуждении приняли участие заместитель председателя Общественной палаты Республики Крым Александр Рудяков, начальник Управления развития общего образования Министерства образования и науки РД Лариса Абрамова, член Совета Федерации от Республики Коми Валерий Марков и другие.

Подводя итоги мероприятия, заместитель председателя Комитета Народного Собрания РД по образованию, науке, культуре, делам молодежи, спорту и туризму Гамидулах Магомедов поблагодарил Комитет Госдумы за оказанное внимание к республике, отметив, что Дагестан действительно уникальный край. По указанию Магомедова, в системе образования России изучению подлежат 89 языков, 14 языков из них сосредоточено на территории Дагестана. Г. Магомедов привел типы школ, которые не укладываются в законе образования РФ, но существующие в Дагестане: школы малочисленных народов, школы младописьменных народов. Гамидулах Магомедов одной из проблем обозначил добровольное изучение родных языков. Он также поднял проблему учебников. «В сельских школах в начальных классах выдают учебники, рассчитанные на детей, говорящих с детства на русском языке, живущих в русской среде. Каким образом дети, не говорящие на русском языке, могут заниматься по этим учебникам?!» Особое внимание выступающий акцентировал на вопросе дагестанских диаспор и проблеме разделенных народов, которые оказались за пределами республики. Г. Магомедов попросил поднять данный вопрос на федеральном уровне.

По результатам мероприятия будут разработаны соответствующие рекомендации.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

19