Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

03.10.2017 10:19 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 от 29.09.2017 г.

Центр, куда хочется вернуться…

Автор: Э. Эмиров

О работе Махачкалинского центра повышения квалификации в интервью нашей газете рассказали Председатель Совета Центра, доктор экономических наук Магомед Абакаров и директор Галина Исмаилова.

– Магомед Идрисович, как возникла идея создания Центра?
– В известных «майских» указах Президента России В. Путина была поставлена задача разработки комплекса мер, направленных на подготовку и переподготовку кадров. Принятый в 2012 году новый закон «Об образовании РФ» утвердил применение профессиональных стандартов к специалистам, рабочим и служащим, а также в отношении руководителей образовательных учреждений и педагогических работников. Министерством образования и науки РФ в июне 2013 года были направлены методические рекомендации по стимулированию и поддержке этого направления в регионах РФ. В связи с вышеназванным в 2014 году у нас возникла идея создания Центра повышения квалификации, в том же году он был зарегистрирован в Минюсте РД.

– Галина Егоровна, а почему выбор возглавить Центр пал именно на Вас?
– В то время в Педуниверситете структура дополнительного образования, где я работала заместителем директора, переживала не лучшие времена. Это, с одной стороны, а с другой, идея создания Центра, где бы учителю было комфортно и удобно обучаться, была близка и мне.
М.А. – Оказались идентичными и наши взгляды о путях реализации этой идеи. К тому же Галина Егоровна – пример того, каким должен быть учитель в национальной республике, она прекрасно знает специфику Дагестана. Галина Егоровна в 1967 году приехала в Гумбетовский район Дагестана из Курской области, изучила аварский язык и на себе убедилась в том, каков статус сельского учителя в республике и вообще авторитет дагестанского учительства.
Г.И. – Спасибо, Магомед Идрисович, за добрые слова. И мне, и Магомеду Идрисовичу при создании Центра хотелось, прежде всего, помочь своим землякам, гумбетовцам и сергокалинцам. Это, как говорится, задача-минимум. Самое главное – надо было создать современное учреждение дополнительного образования для всех учителей республики.
М.А. – Я хочу обратить внимание на слова Галины Егоровны – «современное учреждение». Расшифрую их. На сегодняшний день не каждый учитель может приехать и находиться длительное время в городе, посещать наши курсы. Вот для этих специалистов в соответствии с Законом «Об образования РФ» мы предоставляем возможность прохождения обучения без отрыва от основной работы. Для этого они могут выбрать образовательную программу и зарегистрироваться в системе дистанционного обучения. Кроме того, у нас есть учебные аудитории, лаборатории, тренинговый холл, конференц-зал, библиотека с достаточным для занятий книгофондом. Одним словом, созданы все условия для получения качественного образования.

– И все-таки, Галина Егоровна, чем ваш Центр отличается от других и в чем его главная миссия?
Г.Е. – Прежде всего, постановкой наших целей и задач. Миссия Центра – обеспечение высокого профессионального и личностного развития слушателей в условиях динамично меняющихся потребностей рынка труда. Мы заняты подготовкой и переподготовкой инновационо-ориентированных, конкурентоспособных, высококвалифицированных, компетентных учителей, а также других специалистов в соответствии с нуждами государства и общества. Отсюда и наши задачи – это удовлетворение потребностей учреждений образования в повышении квалификации специалистов, формировании и развитии профессиональных компетенций, формирование мотивации к самообразованию, использование новых форм, методов и средств обучения.
Мы озаботились тем положением, в котором оказался сегодня наш учитель. Меня, как педагога с полувековым опытом работы, Магомеда Идрисовича, у которого отец многие годы отдал делу образования, беспокоит состояние снижения престижности этой профессии. Мы свою задачу, если хотите, миссию, видим в том, чтобы помочь нашему учительству не только выжить в условиях рынка, но и совершенствоваться в профессии. К сожалению, многое из того, что было продекларировано в постсоветском (1992 года) законе об образовании, не работает. Не лучше обстоит дело и с реализацией норм нового закона об образовании. Руководство страны понимает проблемы образования. Пожалуй, нет ни одного ежегодного Послания Федеральному Собранию, в котором Президент РФ Владимир Путин в той или иной степени не говорил бы об образовании и науке. Достижения республики в экономике и социальной сфере немыслимы без успехов в образовании.

– Магомед Идрисович, основная проблема всего российского (дагестанского) образования – это несоответствие реальным потребностям рынка. Каким образом ваша организация будет способствовать решению этой задачи?
– Согласен, сегодня не в неполной мере учитываются потребности реального сектора экономики, других сфер жизнедеятельности общества в подготовленных специалистах. Дело в том, что тысячи выпускников вузов и средних профессиональных образовательных учреждений не востребованы на рынке труда не в связи с тем, что у них невысокий уровень знаний, но и потому что эти специалисты не нужны региону, – нет рабочих мест. О чем это говорит? Просто не ведется системная работа по мониторингу потребности региона или муниципального образования в специалистах, проще говоря, в необходимых кадрах. В итоге мы получаем плачевную картину, когда огромные деньги выделяются из бюджета, из кармана налогоплательщика для обучения людей, не задействованных на рынке труда.

– Неужели этот важный вопрос, как говорится, «пущен» на самотек?
– Я рад бы ошибиться... Сегодня все стремятся получить престижные, с их точки зрения, специальности – юристов и экономистов, но столько юристов и экономистов наша экономика поглотить не может. В конце концов, молодые люди устраиваются на низкооплачиваемые профессии или уезжают за пределы Дагестана. Хотя есть много специальностей, которые востребованы и необходимы дагестанскому рынку труда.

– Как я понял, Магомед Идрисович, Махачкалинский центр повышения квалификации – самостоятельная единица, имеющая государственную лицензию на образовательную деятельность. Не могли бы Вы рассказать о планах и направлениях развития Центра?
– Мы являемся негосударственным образовательным учреждением. В 2014 году наш Центр получил лицензию от Министерства образования, науки и молодежной политики РД на осуществление образовательной деятельности. Помимо этого, Центр имеет различные аккредитации, к примеру, от Министерства труда и социального развития – по подготовке специалистов охраны труда, от Министерства туризма РФ – по программам полготовки специалистов туриндустрии. Получена аккредитация по системе непрерывного медицинского образования – для проведения курсов повышения квалификации в сфере здравоохранения. Недавно получили приложение к нашей лицензии, позволяющее нам реализовывать образовательные программы профессионального обучения рабочих и служащих – это такие специальности, как повар, официант, бармен, администратор гостиницы и др.

– Магомед Идрисович, Галина Егоровна, как вам удается выжить в наше время?
М.А. – Непросто. Как я уже говорил, мы негосударственное образовательное учреждение и не получаем бюджетного финансирования. Залогом нашего успеха в условиях жесткой конкурентной среды может быть только оказание качественных образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, поэтому мы стараемся разрабатывать современные образовательные программы, применяем наиболее «продвинутые» образовательные технологии, стараемся привлекать для преподавания специалистов из высшей школы и из предприятий и организаций, которые успешно работают на рынке. На мой взгляд, главным фактором конкурентоспособности Центра является повседневная и рутинная работа всего коллектива. Только тогда мы сможем не только устоять, но и опередить наших конкурентов.
Г.Е. – Выживать приходится в условиях недобросовестной конкуренции, а порой, прямого игнорирования и невыполнения норм федерального закона об образовании, который предоставляет равные условия для государственных и негосударственных учреждений дополнительного профессионального образования. Менталитет наших людей с советским прошлым устроен так, что на всех документах, которые мы получаем, должны быть, образно говоря, гербовые печати: тогда есть доверие к документам государственного образца.
Многие руководители не знают или не хотят признавать, что с 2013 года отменена государственная аккредитация в сфере дополнительного профессионального образования и должны выдаваться документы установленного образца. Однако, до сих пор мы сталкиваемся с фактами подтасовки дипломов, на которых стоят запрещенные ныне гербовые печати. Складывается впечатление, что руководители таких учреждений или не знают законодательства об образовании, или идут сознательно на такие нарушения.
Сегодня учитель имеет право выбирать программу обучения самостоятельно. По Трудовому Кодексу директор школы обязан организовать учебу по повышению квалификации каждые три года, но при этом он должен оплатить учителю проезд, суточные и т. д. Если он этого не делает, то «диктовать» учителю, какое учреждение дополнительного образования ему выбрать, он не имеет право. Тем не менее, есть примеры, когда не принимают наши документы на аттестацию, хотя люди прошли у нас всю программу обучения. Все проверки, которым мы подвергались за последние 2,5 года, показали, что мы выполняем все требования по созданию условий для дополнительного профессионального образования.
Отмечу, что каждый понедельник на электронные почты директоров школ мы отправляем рассылки с последней информацией о новшествах в нормативно-правовой базе сферы образования. Причем, все делается совершенно безвозмездно, хотя для нас эта дополнительная нагрузка – и финансовая, и организационная. Мы проводим тренинги для учителей, воспитателей дошкольных учреждений и других категорий работников. Стали традиционными семинары, конференции на базе нашего Центра. Все это проводится для учителей также бесплатно. Учителю очень важно обменяться опытом со своими коллегами, высказать свое мнение по тому или иному спорному вопросу. Я с полной уверенностью могу сказать, что даже наши самые продвинутые лекции меньше дают, чем общение двух учителей между собой. На наших семинарах учителя получают много нового и, как правило, благодарят организаторов за возможность участия в таком мероприятии.
Если суждено нам преодолеть нынешние «смутные времена», то это произойдет не без участия учительства, их умения воспитать настоящего гражданина, патриота. И поможет им в этом компетентность, умение отвечать современным требованиям, одним словом, любовь к своему делу...

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

119