Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

11.04.2016 14:16 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 6 от 30.03.2016 г.

Руководство педагогической практикой студентов IV курса

Автор: Г.М. Магомед-Касумов
профессор ДГПУ

Продолжение. Начало см. в № 05, 2016 г.

Схема конспекта урока.
Тема, цели урока; наглядность, ТСО, план урока.
Ход урока
I. Организация начала урока (приветствие, отметка о посещении, мобилизация внимания учащихся).
II. Проверка домашнего задания (дать формулировку вопросов и кратко предполагаемые их ответы, указать фамилии учащихся, намеченных для опроса).
III. Подготовка учащихся для восприятия нового материала.
IV. Изучение нового материала (дать развернутый план его с записью определений, законов, формул, выводов, указать способы сообщения нового материала, разработать методику использования наглядности и т. д.).
V. Закрепление изученного материала (сформулировать вопросы, подобрать задания, занимательные материалы и т. д.).
VI. Задание на дом (кратко указать, что задано и как его выполнять).
Приведенная схема является самой общей, поэтому в зависимости от структуры урока в конспекте наибольшее внимание уделяется той или иной части его.

Схема анализа урока
1. Организация начала урока.
2. Тема и цели урока; соответствие их школьной программе, требованиям  дидактики и психологии.
3. Структура урока и ее психологическое обоснование; соответствие структуры урока теме и программному материалу; применяемые на уроке приемы и методы обучения учащихся и активизации их внимания; связь отдельных звеньев урока.
4. Научно-методический уровень урока, использование учебника, дополнительной литературы; объем материала и его соответствие возрасту, развитию и уровню подготовки учащихся.
5. Использование на уроке наглядности, иллюстраций, операций мышления, проблемных ситуаций и элементов программированного обучения и т.д.
6. Активизация познавательной и практической деятельности учащихся на уроке, умение практиканта вести урок (подчеркнуть такие качества, как собранность, организованность, требовательность, доброжелательность, тактичность и  т. д.).
7. Объем и содержание домашнего задания, его посильность для учащихся, указания учителя по его выполнению.
8. Выводы по уроку, пожелания практиканту.
9. Отметка за урок.

Основные требования к анализу урока.
1. Теоретические: прежде всего урок оценивается с научной точки зрения: а) каков научный уровень объяснения; б) не было ли допущено каких-либо отступлений, искажающих правильность понятий, определений, выводов; в) не было ли путаницы в применении терминологии, формулировке правил и т.д.
2. Методические:  а) правильность  постановки  цели  урока; б) умелое применение приемов и методов на уроке; в) организация работы с учебником; г) умение задавать вопросы и активизировать учащихся на уроке путем рационального использования различных форм самостоятельной работы, занимательных материалов, наглядных пособий.
3. Дидактические требования касаются в основном речи учителя и его умения правильно строить урок, влиять на класс. Они предусматривают структурную четкость урока, контакт практиканта с классом, педагогическую зоркость, характер взаимоотношений с учащимися и т. д.
С учетом этих требований оценивается урок, проведенный  практикантом. При этом нельзя забывать и об учете степени его самостоятельности, творческого подхода к использованию необходимых приемов работы.
Обсуждение зачетного урока обычно начинается с выступления практиканта, проводившего урок.  Он  сообщает о своей подготовке  к уроку, о затруднениях,  с которыми столкнулся; удалось ли ему выполнить намеченный план, организовать  самостоятельную работу; какие виды работы, по его мнению, оказались наиболее удачными; была ли  достигнута цель урока и т.д. Заслушиваются выступления студентов, присутствующих на уроке, затем урок подробно анализируется и оценивается учителем и методистом.

(Продолжение в след. номере)

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

1665