Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

15.11.2016 20:20 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 19 от 15.11.2016 г.

Опыт финских университетов прикладных наук

Источник фото: http://sharij.net

Несмотря на определенную тривиальность профессии «педагог» в глазах многих, чья жизнь в большей степени пришлась на период СССР, для меня профессия университетского преподавателя всегда была привлекательной.

Возможно, сыграла роль наследственность (бабушка – педагог французского языка, дедушка – журналист, родители – преподаватели консерватории), а возможно, природное achieving – желание быстро добиваться видимых результатов.
Волею судьбы в возрасте 33 лет я оказалась в Финляндии, и первой мыслью было попытаться устроиться на преподавательскую работу. Ученая степень кандидата технических наук, а также определенный опыт работы педагогом вуза, в том числе и на английском языке, придавали уверенности.
Хотя я подтвердила диплом инженера, полученный в широко известном в нефтяных кругах Азербайджанском государственном институте нефти и химии (или Нефтяной Академии, как она к моему выпуску в 1993 году стала называться), и одновременно степень доктора, что было лестно для фактического кандидата наук, к преподавательской работе в финском университете меня, тем не менее, не допустили.
Как мне объяснили в финском министерстве образования, наличие ученой степени PHD очень важно, однако недостаточно для подобной работы, и мне необходимо добрать необходимые знания по педагогике.
Финляндия числится среди мировых лидеров в области образования, а также является одной из ведущих стран в экспорте в этой сфере. При этом образование в подавляющем большинстве случаев бесплатное и дающее учащимся разнообразные льготы. Аргументы более чем убедительные. Однако, как человеку, отягощённому определенными стереотипами советского времени, сама мысль о том, что придется садиться за парту в таком уже не студенческом возрасте, показалась мне неприемлемой.
Работу я нашла не по специальности, хотя большинство моих компетенций пригодились и здесь – русский, английский и турецкий языки (а далее и финский), умение обрабатывать большой объем информации, способность составлять алгоритм действий, умение организовать рабочий процесс. Идею преподавать я, тем не менее, не оставила. Каждый очередной прожитый мною в Финляндии год давал все больше понимания этого общества в целом и образования в частности, так как образование присутствовало здесь повсюду. Это и курсы адаптации, и обучение финскому языку, и обучение вождению, а еще многому другому, чему, кажется, взрослому человеку специально обучаться и не надо: как правильно утилизировать бытовые отходы, как разбираться в штрих-кодах на упаковках в магазинах и многое другое. Самое удивительное, что каждый раз неожиданно обнаруживалось что-то такое, что в этом обучении было действительно полезным, что упрощало какие-то действия, высвобождая время для чего-то более важного. Постепенно пришло понимание философской глубины одного из главных принципов финского образования  – «lifelong learning». Об этом принципе хотелось бы сказать поподробнее.

Обучение на протяжении всей жизни
Когда на очередное католическое Рождество я получила от своей финской родственницы, одной 87-летней бабушки, настенную тарелку, расписанную красивым цветочным орнаментом, поинтересовалась, где она ее приобрела. Мне подсказали, что эта тарелка с ее курсов рисования. Я поразилась, неужели она до сих пор где-то преподает, на что услышала в ответ – нет, она на этих курсах учится.
Как такое возможно? Как человек в таком возрасте может справляться со стрессом от пребывания в классной комнате, с объемом, пусть даже незначительным, материала, который нужно усвоить, с неизбежностью оценки результата?
Как оказалось, в школах финской системы образования «для взрослых» не ставят оценок, не проводят экзамены. Идея «обучения длиною в жизнь» возникла в 1960-х годах и нашла по-настоящему плодотворную почву в Финляндии. Финским законодательством сформулирована цель обучения взрослых: «Поддерживать развитие личности и содействовать демократии, равенству и плюрализму в финском обществе».
Программирование, новый иностранный язык, садоводство, техника спортивной ходьбы и т.д. и т.п. – финны действительно учатся с удовольствием и при первой удобной возможности. Параллельное обучение позитивно отражается на текущей рабочей активности, даже если это обучение никак не связано с областью работы. Что немаловажно, находясь в процессе постоянного изучения чего-то нового, жители страны Суоми чувствуют себя молодыми и бодрыми независимо от возраста.
Следует отметить, что люди в возрасте –  это не всегда полностью здоровые студенты. Могут быть и люди со слабым здоровьем, и инвалиды. Отношение как к «возрастным» студентам, так и к людям с ограниченными возможностями в финском обществе позитивное и открытое. В финских школах «для взрослых», как, впрочем, и в обычных общеобразовательных школах и университетах, в одних классах и группах наравне с абсолютно здоровыми учащимися могут заниматься и те, у кого дислексия (проблема с концентрацией внимания), аутизм, замедлен темп развития, инвалиды-колясочники и т.д. Они учатся и в академических университетах, и в университетах UAS, и в школах «для взрослых». При этом довольны все – и инвалиды, которых никоим образом не ущемляют, и здоровые члены общества – они учатся гуманизму, и государство – вместо выплат по инвалидности получает полноценных работников, может, в ограниченной области, но все же тех, кто не уносит бюджетные деньги, а приносит их в бюджет. Однако в странах СНГ ни студенты в возрасте, ни студенты-инвалиды не вызывают доброжелательного отношения. В связи с этим хочется сказать, что постсоветские страны уже имеют то, к чему остальные, в том числе и Финляндия, только подходят. Это, прежде всего, многонациональность. Существуя многие десятилетия, она вполне логично привела к толерантности и пониманию того, что люди могут отличаться друг от друга. Не дожидаясь государственных директив, педагоги на местах могли бы проводить семинары по популяризации обучения возрастных студентов, а также обучения для людей с ограниченными возможностями. Финский опыт был бы в этом плане очень полезен.
Охваченная повальным желанием финнов постоянно самосовершенствоваться и получать знания, в своем тоже уже далеко не студенческом возрасте я поступила в финский университет на курс «Преподавание» с большим желанием начать, наконец, карьеру в педагогике.

Продолжение в след. номере

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

14