12+

Газета «Учитель Дагестана»

Главная / Новости / Родной язык как аргумент
03.09.2018 13:42
  • 6
  • 1

Категории:

Родной язык как аргумент

26 июня 2018 г. в Махачкалинском центре повышения квалификации состоялось заседание круглого стола по теме: «Молодежь и государственная языковая политика». На нем шла речь о состоянии преподавания и изучения родных языков в Республике Дагестан. Вступительным словом заседание открыл Председатель Совета МЦПК, д.э.н., профессор Магомед Абакаров. Он раскрыл суть проекта федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», отметив, что поправки в закон позволят сохранить баланс реализации конституционных прав граждан на свободный выбор возможности изучения государственных языков республик, предусмотренного законодательством РФ, и избежать неоднозначной трактовки положений законодательства в правоприменительной практике.

То есть, по мнению М. Абакарова, принятие данного законопроекта не отменяет существующего статуса родных языков, они продолжают входить в обязательную часть базисного учебного плана. Он также выразил надежду, что руководство республики в рамках своих полномочий примет действенные меры по сохранению и развитию языков народов Дагестана.

Выступившие в ходе обсуждения народная поэтесса Дагестана Аминат Абдулманапова, зам. директора Национальной библиотеки имени Р. Гамзатова, заслуженный работник культуры РД Сарат Джабраилова, учитель кумыкского языка и литературы МБОУ «Ленинкентская СОШ», г. Махачкала Зарема Джанхуватова, зав. отделом этнографии ДНЦ РАН, д.и.н., профессор Магомедхан Магомедханов, зав. кафедрой стран Азии и Африки ДГУ, д.и.н., профессор Салихат Мусаева, в.н.с. ИЯЛИ ДНЦ РАН, к.филолог.н. Хизри Юсупов, заслуженный деятель искусств РФ, народный артист РД, профессор ДГПУ Хан Баширов, , с.н.с. Института ЯЛИ им. Г. Цадасы ДНЦ РАН, к.ф.н. Сулейман Мусаев, писатель, публицист Магомед Султанов-Барсов, региональный координатор РАО РФ по РД Амин Аминов, консультант Миннаца РД Руслан Сулейманов были едины во мнении, что обсуждаемая на круглом столе тема очень актуальна для региона. Отмечалось, что «потерять язык – значит, потерять языковую идентичность, и поэтому нам важно сохранять языки народов Дагестана». Этим были озабочены все, кто пришел рассмотреть проблемы в этой сфере. Участники круглого стола говорили о том, что проводится немало мероприятий как республиканского, так и регионального и всероссийского уровня по изучению родных языков, однако эффективность их желает быть лучше.

Важно обсуждать этот вопрос на всех уровнях образования – школьном, среднем и высшем. Стоит задача защитить и сохранить коренные национальные языки, обеспечить обучение в образовательных организациях на этих языках. Необходимо создать условия гармоничного развития национально-русского двуязычия.

Не секрет, что в наших городах сами носители языка не хотят говорить на своем родном языке. Люди хотят зачастую изучать те языки, которые востребованы и помогут им решать жизненные задачи, например, русский, английский и другие. Естественно, что при этом родной язык уходит на второй план. Участник и круглого стола выразили надежду, что данный федеральный закон будет способствовать тому, что некоторые руководители образовательных организаций, родители, сами учащиеся перестанут считать уроки родного языка второстепенными.

Однако спор участников заседания вызвал вопрос о трактовке части 2 статьи 26 Конституции РФ, в которой установлены правовые гарантии реализации конституционных прав граждан на пользование родным языком, на свободный выбор языка обучения и воспитания, — применительно к образованию в государственных и муниципальных образовательных организациях, в том числе в школах. Кое-кто их экспертов утверждал, что принуждать кого-то к реализации своего права — означает фактическую подмену права обязанностью.

Эксперты обсудили и такой важный вопрос как: отсутствие учебников на родных языках, слабое материально-техническое обеспечение преподавания родных языков в целом, отсутствие методических рекомендаций. Нужна комплексная работа по обеспечению эффективности повышения квалификации учителей по родным языкам. Участники круглого стола, отметив актуальность состоявшегося обсуждения и взаимную заинтересованность в обмене опытом образовательных учреждений региона в вопросе сохранения и развития родных языков, приняли рекомендации, в которых предложено — считать задачи развития родных языков приоритетными в работе органов республиканских власти и управления, муниципальных образований; эффективнее развивать контроль институтов гражданского общества за состоянием преподавания родных языков в образовательных учреждениях республики; развивать деятельность, направленную на формирование толерантности и гармоничного межэтнического и межконфессионального общения молодежи; — обеспечить условия для гармоничного развития и преподавания родных языков с учетом этнолингвистических особенностей республики и более полного использования потенциала этнокультурных традиций региона; активизировать обмен опытом высших и общеобразовательных учреждений через проведение межрегиональных мероприятий, круглых столов, вебинаров по теме сохранения и развития родных языков в полиэтнической среде; республиканским средствам массовой информации активнее освещать положительный опыт деятельности местных органов власти и образовательных учреждений в деле сохранения и изучения родных языков как важного фактора национального самосознания народов республики.

Автор: Эдуард Эмиров

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Оцените, пожалуйста, этот материал по 5-балльной шкале:

Выберите один вариант

Всего проголосовало 0 человек

03.09.2018 - 03.10.2018

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

Реклама

Читатели на сайте

Вверх