Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

31.08.2021 21:50 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 27.08.2021 г.

Выступления участников августовского совещания

Имитация воспитания и бюрократизация мешают воспитательной работе

Анжела Байрамбекова,
директор РЦО, президент
Ассоциации педагогов РД

  • В соответствии с принятыми поправками к федеральному закону № 273 «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся с 1 сентября 2021 года будет введена система организации воспитательной работы в сфере образования. Поправки в закон, связанные с воспитанием детей, стали логическим продолжением и развитием государственной политики в области воспитания.

    Программа воспитания становится неотъемлемой частью основной образовательной программы. Учебно-методическая документация, которая входит в образовательную программу, дополняется рабочей программой воспитания и календарным планом воспитательной работы. Но рабочую программу воспитания и календарный план образовательные организации разрабатывают и утверждают самостоятельно.

    «Проведенный нами анализ состояния воспитания в школах Дагестана показал наличие серьезных проблем. Во-первых, это проблема имитации воспитания – его подмена или массовыми мероприятиями в свободное от уроков время, или профилактическими беседами с детьми по тому или иному поводу. В первом случае педагог выступает скорее массовиком-затейником, во втором – лектором. И в том, и в другом случае ребенок занимает пассивную позицию во взаимодействии со взрослыми, что в воспитании недопустимо. Во-вторых, это проблема бюрократизации воспитания. Речь идет об излишне большом объеме, количестве, а также неуместном наукообразии и формальности разрабатываемых школой документов – и это при нехватке у школ времени на реальную работу с детьми», — отметила Анжела Байрамбекова.

    Решить эти проблемы поможет, по замыслу Министерства просвещения Российской Федерации, программа воспитания, которая задает некоторый образец, показывающий школам реальные пути и способы воспитательной работы с детьми.

    Профориентационная работа — одна из важнейших сторон воспитания. Республиканский центр образования третий год принимает участие в федеральном проекте «Билет в будущее». Проект позволяет детям определить природные задатки, способности, возможности, выбрать направление профессиональной деятельности, после чего формируются группы, с которыми работают эксперты, педагоги. Участие в проекте дает детям возможность самоопределиться и развиваться, педагогам – возможность профессионального роста и получения дополнительного заработка. Обучающиеся центра участвуют и в международном движении WorldSkills и в проекте «Сберкампус». РЦО заключил договоры с колледжами и со всеми вузами республики. В рамках этих соглашений школьники посещают Университетские субботы, лаборатории, встречаются с преподавателями вузов, с представителями разных профессий, ходят на экскурсии на заводы, предприятия. На базе центра открыты кадетские классы следственного комитета РФ по РД.

    Неотъемлемая часть воспитательного процесса в школе — работа с родителями. Три года назад в РЦО появился «Совет отцов».Многие из пап активно занимаются спортом, техническим творчеством, увлекаются фотографией, с большим удовольствием вовлекают детей в круг своих интересов. Родители входят в состав Управляющего совета, в состав комиссии по контролю питания. Кульминацией активности родителей в жизни школы является для нас День дублера. Ежегодно 24 апреля третий урок по расписанию во всех классах одновременно проводят родители. Это позволяет родителям осознать сложность и ответственность учительской профессии.

    Будущее региона, будущее всей страны – за мыслящей и творческой молодежью с активной жизненной позицией. Наша основная цель – создавать условия для воспитания инициативных и умных людей, которые станут опорой для Дагестана и России!

О введении доплаты учителям

Саида Магомедова,
член Всероссийского экспертного педагогического совета

  • О задачах и решениях Всероссийского экспертного педагогического совета рассказала на Августовском совещании учитель русского языка и литературы СОШ № 4 г. Хасавюрта, член Совета Саида Магомедова.

    В состав Совета вошло 168 педагогов из 85 субъектов Российской Федерации. Дагестан в Совете представляют Саида Магомедова и Аида Касумова.

    В структуре Совета образованы комиссии и рабочие группы по отдельным направлениям деятельности. Саида Магомедова состоит в комиссии по совершенствованию мер поддержки педагогических работников.

    Саида Магомедова выдвинула предложения по оплате труда педагога:

    - доплата за стаж работы (фиксированная сумма и ее ежегодная индексация),

    - введение повышенного норматива оплаты труда педагогам, работающим в 9, 10, 11-х классах;

    - оплата труда за ставку в 18 часов не ниже двух МРОТ по экономике региона;

    - стимулирующие выплаты за критерий «результаты работы (достижения обучающихся)».

    «Мы, члены Совета, надеемся на то, что наши предложения будут услышаны. Вопросы оплаты труда и юридической поддержки педагога для Совета приоритетные. Существует много проблем, на решение которых готовы повлиять эксперты Всероссийского педсовета. Мы открыты для взаимодействия!», — заключила Саида Магомедова.

О духовно-нравственном воспитании школьников

Гаджимирза Марданов,
Учитель года Дагестана 2021

  • С докладом на тему «Духовно-нравственное воспитание в рамках образовательного пространства» выступил учитель обществознания Гимназии Культуры мира г. Дербента, Учитель года Дагестана 2021 Гаджимирза Марданов.

    «Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

    Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство», – отметил Гаджимирза Марданов

    Докладчик привёл арифметические подсчёты показывающие, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. «Мы, взрослые, не имеем права лишать ребёнка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Достаточно учителю продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе, не обрекая ребёнка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне», — сказалМарданов.

    Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

Необходимо создать новую образовательную среду

Гульнара Ахмедова,
и.о. ректора Дагестанского института
развития образования

  • «О повышении качества образования как основного приоритета развития образования в Республике Дагестан» с докладом под таким названием выступила на Августовском совещании и.о. ректора ДИРО Гульнара Ахмедова.

    В мотивирующем рейтинге Рособрнадзора по качеству образования Дагестан занял 84 место. Рейтинги были разбиты на три группы – результаты обучения, практикоориентированность обучения и управление системой образования. Группа показателей «результаты обучения» включала: образовательное равенство, достижение высокого и низкого уровня подготовки и функциональную грамотность. Наше самое высокое место в этих показателях 78.

    Показатели рассчитывались на основе сопоставления результатов объективности ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. По средневзвешенному баллу «результатов обучения» мы находимся в «красной зоне» регионов. В желтой у нас только показатель – достижение минимального уровня подготовки. В то время, как достижение высокого уровня подготовки осталось неудовлетворительным, т.е. большая часть участников-отличников ВПР, и ОГЭ не подтверждает свои высокие результаты на ЕГЭ.

    Также Гульнара Ахмедовна рассказала о ВПР, которые проводились в этом году в 159 школах. По итогам этих работ (более 10% всех школ региона) выявлены признаки необъективности по маркеру – завышенные результаты. Анализ показал, что 21% от этого числа ОО – это городские школы, количество которых увеличивается. В лидерах антирейтинга – Махачкала, Каспийск, Буйнакск.

    В этом учебном году число школ с низкими образовательными результатами составляет 33% от общего количества школ республики, в каждом третьем из них 50% школ с низкими образовательными результатами. 155 школ стали участницами федерального проекта «500+».

    «Для совершенствования профессионального уровня педагогических работников мы должны изменить подходы к системе дополнительного профессионального образования, отойти от формального повышения квалификации педагога один раз в три года, восполнить пробелы в навыках и умениях учителей и руководителей ОО, объективно образующиеся в результате постоянного изменения технологий, профессиональных методов и методик, нормативно-правовой базы.

    Мы должны создать новую образовательную среду, мотивирующую педагога на активное обучение, непрерывное развитие и профессиональный рост». — подчеркнула Г. Ахмедова.

С детьми поколения Z нужно разговаривать на их языке

Эльвира Сайпуева,
заместитель генерального
директора «Дома знаний»

  • Тенденции и проблемы цифровой трансформации образования отметила на традиционном Августовском совещании заместитель гендиректора «Дома знаний» Эльвира Сайпуева.

    «Дом знаний» и «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» провели социологическое исследование, в котором приняли участие 6135 учителей. Результаты показали очень настороженное отношение к процессам цифровой трансформации и прямолинейное восприятие педагогами процесса воспитания.

    Только 13,2% опрошенных осуществляли полноценное образование на образовательных платформах, лишь 34,3% отметили положительную реакцию на сетевое взаимодействие.

    На вопрос «Возможно ли осуществлять при дистанционном обучении выполнение воспитательной функции» 69% респондентов ответили «нет». А на вопрос «Когда вами выполняется воспитательная функция?» 41,4% респондентов ответили «только на классных часах».

    Эльвира Сайпуева отметила, что формация образовательных организаций меняется со «школы для всех» в «школу для каждого». Цифровизация, сетевое взаимодействие, гибридный формат обучения, геймификация, обучение всю жизнь (LifelongLearning), STEAM-образование, виртуальная и дополненная реальности (VR@AR), MOOC, мобильное и смешанное обучение становятся не просто словами, а явлениями, которые начинают входить в образовательную действительность.

    «Примером использования цифровых технологий может служить социологическое исследование, созданное в поисковой системе Google с использованием онлайн-инструмента GoogleForms. С помощью сгенерированной ссылки опросник распространялся по профессиональным социальным сетям и мессенджерам. Охват в 6135 человек удалось достичь в течение двух дней! Бояться современных цифровых технологий не стоит, нужно суметь грамотно использовать данный ресурс в образовательных целях. Педагогам необходимо научиться разговаривать с детьми поколения Z на их языке», — добавила Эльвира Сайпуева.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

15