Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

23.05.2021 13:26 Воскресенье
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 10 от 18.05.2021 г.

Учительская династия Магомеднабиевых

Автор: К. Атаева
учитель обществознания Каратинской гимназии, Ахвахский район

Загра Расуловна с мужем, племянниками учителями и внуками

В селении Карата в небольшом домике около мечети жила простая скромная семья Магомеднабиевых. Рассказывали, что в этом доме проживал Омар Чёрный, отважный знаменосец имама Шамиля, и Шамиль заходил в этот дом проведать раненного в бою под Дарго Омара. Магомеднаби являлся правнуком Омара Чёрного. Маймунат и Магомеднаби воспитали и вырастили четырёх детей: трёх дочерей и сына. Маймунат работала в колхозе, Магомеднаби во время войны был чабаном, прошагал по горным тропам немало километров.

В те послевоенные годы жизнь была сложной. Родители понимали, что только образование может обеспечить их детям лучшее будущее, и поэтому, сами необразованные, они поставили перед собой цель – дать образование детям. На первое место ставили уроки, а потом шла помощь по дому. Сама Маймунат была очень искусной рассказчицей, знала много интересных историй, её можно было слушать часами. Средняя дочь Хадижат работала заведующей архивом и как-то принесла кипу бумаг, предназначенных для уничтожения, к маме, чтобы та сожгла их в печи. А Мамуиля (так все ласково её называли), перед тем как бросить в печку, внимательно изучала каждую бумагу и сокрушалась, когда видела, что почерк корявый, возмущалась, что некрасиво написано. Документ же, написанный красивым почерком, откладывала и говорила: может понадобиться – жалко сжигать. Такая была любовь к познанию. Наби всегда шутил: хорошо, что она не знает алфавит, а то работать было бы некому. Омар отличался в учёбе. В те годы тем, кто хорошо закончил школу, разрешали работать учителем, так как педагогов не хватало. Омара отправили учителем в школу с. Тукита. Возвращаясь в жаркий день пешком домой в Карата, он испил ледяной воды, это послужило толчком к болезни, и совсем молодым он умер, оставив четверых малолетних детей. Старшая дочь Патимат закончила три курса ДГУ и работала 46 лет учительницей начальных классов.

«Мама часто повторяла: "Учитель – это не тот, кто учит, а тот, у кого учатся", – вспоминает Карузат, учитель истории и обществознания Каратинской гимназии. – И школа была для неё целой жизнью; думаю, многие у неё научились не только азбуке и арифметике, но и жизненным правилам, пошли по её стопам, и я не исключение.

Это неудивительно, учитывая, что наш буфет на веранде всегда был полон не посудой, как полагается, а методическими пособиями преподавания в начальных классах, журналами «Начальная школа», газетой «Учитель Дагестана», ведь оба мои родителя работали в Каратинской средней школе учителями начальных классов.

На столе всегда лежали стопки тетрадей для проверки, которые смирно дожидались вечера; я с надеждой смотрела на папу, пока он не позволит мне проверить несколько тетрадей, и торжествовала, когда находила робкие ошибки второклашек и меня за это хвалили.

А мама всегда говорила: «Выбирай сама, но учительница – самая хорошая профессия для сельской женщины». Сейчас, конечно, об этом можно поспорить, но тогда учителей катастрофически не хватало, и вообще, сельских девочек часто не оставляли учиться до конца 10 класса, и им, первым двум девушкам, окончившим в том году школу, – ей и Курбанди – сразу предложили остаться в школе преподавать.

Она всегда смеялась, когда вспоминала, как мать впервые привела её в школу, низенького роста девочку с голубыми глазами и косой. Мама её ущипнула и сказала: «Плачь и говори, что в школу не хочешь», и она заплакала, но потому, что хотела (Мамуиля думала, что она слишком мала для школы).

Было очень сложно, оттого что не знали русского языка, а учителя были русские, и в большинстве случаев приходилось зубрить. Всегда с теплом вспоминала русских учительниц, которые заплетали ей косички – опрятной и прилежной Патимат. Прошли годы, закончилась школа, и за ней последовало замужество. По направлению районо Патимат отправилась в Ингердах учительницей родного языка и литературы, где её приветливо встретили в семье кунака Абдулгапура Абдулазизова. Патимат выделили отдельную комнату, что было очень почтительным жестом для того времени, и она всегда с улыбкой вспоминала это время, несмотря на то, что каждое воскресенье приходилось по извилистым горным дорогам идти домой, а потом и обратно около 10 км вместе с коллегой Идрисом Мисирбеговым. В 1960 году она заочно поступила в ДГУ на РДО, но семейная жизнь, хозяйство, без которого трудно представить сельскую жизнь в ту пору, работа в школе параллельно учёбе, рождение троих детей позволило хрупкой женщине закончить только 3 курса университета. Зато Патимат выпустила за 46 лет работы более 300 благодарных учеников, которые всегда любили её при жизни и с теплом вспоминают сейчас. Она помнила их всех по именам, кто, где и с кем сидел за партой, кто чем увлекался, и рассказывала нам про них так часто, что я их знаю, а они запомнили её умной, скромной, добродушной, той, которая научила их держать ручку и впервые написать «мама». Ушла из школы в 2000 году в возрасте 65 лет, но даже через 15 лет, провожая меня в школу, говорила: "Люблю школу, хоть сегодня с радостью пошла бы к детишкам, но надо уступать дорогу молодым"», – вспоминает дочь Карузат.

Сама Карузат работает в ТИК Ахвахского района, однако, воплотив детскую мечту, по совместительству в Каратинской гимназии преподаёт историю и обществознание, проводит открытые уроки, её внеклассные мероприятия также собирают широкую аудиторию. Карузат любит свой предмет и детей, и ученики любят её. Много внимания уделяет подготовке учащихся к олимпиадам и сдаче ЕГЭ. Сын Патимат Расуловны Махач Атаев работал в Каратинской средней школе и гимназии учителем рисования. Он окончил художественное училище им. Джемала. Занимается в настоящее время оформительской деятельностью.

По стопам сестры пошла Загра Расуловна. В 1961 году поступила в Дагестанский педагогический женский институт, затем он был реорганизован в ДГПИ им. Г. Цадасы. В СССР было тогда всего два женских института – в Казахстане и Дагестане. В августе 1966 года после окончания учёбы Загра вернулась в район. По распределению отдела образования была направлена на работу в одну из лучших школ района – Анчихскую среднюю. В этом учебном заведении трудились замечательные учителя, оно украшало Доску почёта района. Загра Расуловна в течение 8 лет считалась ведущим специалистом по русскому языку и литературе в этой школе. Она говорит, что это были самые чудесные и незабываемые годы её жизни. «Честно говоря, я жалею, что перешла в другую школу. Анчихцы меня помнят, любят и сегодня с добром и уважением вспоминают и шлют приветы и поздравления. В Анчихе я работала и завучем, и учителем начальных классов, учителем-методистом. Я приобрела педагогический опыт и навыки, которые пригодились мне в дальнейшей работе. Спасибо моим любимым анчихцам», – говорит она.

В Анчихе работал и её муж Магомед. Вместе они пешком с детьми на руках прошли не один километр, потому что каждую субботу навещали родителей в с. Карата. В Анчихе родились Расул и Рисалат. Загра рассказывает, что зимой поверх пелёнок детей ещё укутывали в газеты, чтобы по дороге было тепло. Такое было время. В 1974 году они переехали в Карату, поскольку в Каратинской средней школе появилась вакансия учителя родного языка, а затем Загра стала преподавать русский язык и литературу. Почти 30 лет вела она любимый предмет. Директор школы уговорила её взять часы родного языка, так как классов и детей в школе было много, а учителей родного языка мало. Сегодня стаж работы Загры Расуловны 54 года. Она с гордостью говорит, что в коллективе её любят, уважают, ценят, прислушиваются к её советам и мнению. Она живёт по принципу «Чины людьми даются, а люди могут обмануться», она великолепный педагог, однако по непонятной причине не имеет ни званий, ни наград, кроме Почётной грамоты от администрации, которую ей вручили к 70-летию. Загра Расуловна считает лучшей наградой любовь учеников и уважение коллег. Она гордится ещё и тем, что за 54 года работы, а это немалый срок, она не обидела ни одного ученика, у неё не было любимчиков, её совесть чиста. Если она делала замечание, дети знали, что это правильно, никаких стычек и неординарных ситуаций никогда не случалось. Её любимое обращение к ученикам – «дети мои», а в гневе «олухи», дети никогда не обижались, потому что знали по характеру учительницы, что это слово её настроения, но никак не ругательное. Загра Расуловна с грустью и теплотой вспоминает бывших коллег. Она часами может рассказывать о дружбе с Лидией Ильиничной Муковозовой, которая работала в Анчихе. Анчих – это особая, счастливая страница её биографии. Загра Расуловна гордится своей профессией и всегда повторяет: если бы ей предложили МГИМО или Женский институт, то она снова выбрала бы Женский. Ещё она благодарна выпускникам, которые её навещают, помнят, любят, приглашают на встречи. Для всех она простая, внимательная, честная, искренняя и справедливая.

Сыновья Загры Расуловны Гаджи и Камиль также получили педагогическое образование. Гаджи преподавал историю в Каратинской средней школе, затем работал директором районного телевидения, начальником отдела архива администрации. В настоящее время является главным редактором районной газеты «Время».

Любовью к учительскому труду с детства прониклась и Адигат Омаровна. Она родилась в с. Карата 24 декабря 1954 года. Окончила Каратинскую среднюю школу в 1973 году. С детства мечтала стать учителем. Адигат подражала тёте Загре и давала уроки младшим сёстрам. С малых лет отличалась любознательностью, ответственностью, любила читать книги, выступала на школьных конкурсах лучших чтецов. Окончила подкурсы и поступила на филологический факультет ДГПИ. И там тоже всегда выделялась дисциплинированностью, хорошей успеваемостью, активно участвовала в общественной жизни факультета. В 1980 году, окончив учёбу, вернулась в село и на протяжении 30 лет преподавала русский язык и литературу в Каратинской средней школе № 2; впоследствии школу преобразовали в гимназию.Адигат Омаровна стала всеобщей любимицей: и коллектива, и родителей, и учащихся. У неё обнаружился большой организаторский талант, она выступала ведущей всех мероприятий, проводимых в школе. При школе действовал интернат, и Адигат Омаровна была подругой и старшей сестрой для всех интернатских девчонок. В её огромном сердце места хватало всем. Она была душой компании, для подруг могла спеть, обладала красивым голосом. Директор школы Пасихат Магомедрасуловна говорит, что за все годы работы не припомнит более близкого всем человека, чем Адигат. «У неё был талант притягивать к себе людей независимо от возраста, её считали другом и дети, и взрослые. Она была милым и обаятельным человеком. В день её смерти в школе отменили занятия, это стало для всех ударом, от которого мы еле опомнились. Такой же удар нам нанёс и наш любимый Мусабек Сайпулаевич, – вздыхает Пасихат. – С потерей таких педагогов я потеряла и часть себя, – продолжает она. – Есть люди, уход которых в глубине души отзывается неизлечимой болью, именно так чувствуют себя многочисленные друзья Адигат Омаровны, её с грустью вспоминают выпускники. Пусть её душа покоится в раю».

Рашидат Омаровна занималась в элитном классе у Валентины Сергеевны Шилковой, училась на отлично, знала наизусть большие литературные произведения, была лучшим чтецом школы. В 1976 году она поступила на филологический факультет ДГУ, ей всегда хотелось быть похожей на Валентину Сергеевну, и к тому же сестра и обе тёти работали в школе. В 1981 году, успешно окончив вуз, Рашидат вернулась в село. Вакансий филолога не было, она стала преподавать в начальных классах; любовь к малышам оказалась настолько сильной, что даже после появления вакансии учителя русского языка она осталась в началке. Рашидат Омаровна – лучший учитель в районе, она проводит открытые уроки, её опыт обобщён районным методцентром и администрацией школы. Родители ждут лишний год или отправляют детей в первый класс пораньше, потому что непременно хотят попасть к ней. За многолетний и плодотворный труд Рашидат Омаровна удостоена звания «Почётный работник общего образования РФ». Её учащиеся и в старших классах всегда являются гордостью школы. Многие из них стали известными врачами, учителями, экономистами, юристами и трудятся во благо района и республики.

Учительскую династию Магомеднабиевых продолжила дочь Рашидат Омаровны Тина. После окончания филологического факультета ДГУ Тина работала учительницей русского языка и литературы Каратинской гимназии, в настоящее время преподаёт начальным классам в Каратинской средней школе. Вобрав в себя лучшие черты старшего поколения, Тина Магомедовна также является одной из лучших учительниц начальных классов района.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

3