Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

23.05.2021 13:14 Воскресенье
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 10 от 18.05.2021 г.

Незабываемое

Автор: М.А. Астратьянц

Окончание. Начало в № 9, 2021 г.

И снова фотография. И снова одни девочки. Надписи нет. Но знаю точно: год 1950, 10-й класс, школа № 2. Один сюжет. Но какая разница! На той – 46 год, девочки все сдержанные, без улыбок, одеты кто во что. Да и учителя не очень весёлые. Они всё ещё с памятью о пережитом в каждой семье.

На этой фотографии совсем другое. Первомайская демонстрация. Яркий, солнечный день. Уже прошли мимо трибуны. Идут, размахивая веточками бумажных цветов, смеются. А главное – все в парадной форме. Коричневые платья, воротнички, манжеты и ослепительно белые фартуки. Школьная форма! Как мы радовались её появлению! Хотелось поскорее сшить, хоть из чего-нибудь, что-то перекрасить. И как красиво мы выглядели на вечере в 1-й школе в ритме вальса, под музыку духового оркестра, а музыканты – наши друзья, мальчики школы.

Нет. Жизнь ещё не очень изменилась. Те же трудности: очереди за продуктами, печное отопление, серые домики вдоль улиц и одна баня на весь город. Это и понятно. В стране всё делалось для восстановления разрушенных сёл и городов. Открылось много новых учебных заведений: вечерние школы, ПТУ, погранучилище. Учились в них и те ребята, которые не успели получить образование до войны. Заработали профсоюзные клубы: рыбников, госторговли, моряков и железнодорожников, при фабриках и заводах. В них можно было отдыхать и заниматься в разных кружках: хоровом, танцевальном, кройки и шитья. Это было время расцвета самодеятельности. Три последние годы учёбы во 2-й школе – это комсомол, учком, вожатые младших классов. Это взросление в общении с замечательными учителями. Мне кажется, что люди тогда были добрее, мы никогда не слышали громкого слова, обидных замечаний. К нашим пробелам в знаниях, к нашим ошибкам относились снисходительно.

Вот Анна Семёновна Чикунова – опытный учитель русского языка и литературы. С большим удовольствием мы заучивали сцены из романов «Война и мир», «Отцы и дети», «Мёртвые души», «Как закалялась сталь», «Молодая гвардия», стихи классиков и современных поэтов. Нас учили понимать глубокий смысл и красоту каждого литературного произведения. Как-то на экзамене я не сумела рассказать биографию С. Щедрина. Меня не поругали, а попросили пойти и прочитать учебник, даже не снизили оценку.

Или Ирина Дмитриевна Невидомская – учитель математики. Она стремительно вбегает в класс с огромным, видавшим виды портфелем. Уже от двери вызывает к доске, объявляет номера примеров и одновременно проверяет тетради. И каждая из учителей: Антонина Васильевна Шичалина – историк, Раиса Вальдовна – географ, Александра Георгиевна Сухобай – математик, Наземцева и все, чьи фамилии боюсь неправильно назвать, вспоминаются с теплотой. А сдавали мы на экзаменах одиннадцать предметов. В школе не было мастерских. Уроки домоводства проходили прямо в классе. Учительница достаёт из сумки инструменты: ножницы, набор иголок и ниток. То же делаем и мы. А ещё полосу белой ткани. На ней учимся выполнять все швы, пришивать пуговицы, обмётывать петли, мережки, даже вышиваем. Это нехитрая наука на всю жизнь. Нет спортзала. Но наши замечательные физруки отлично пользовались и двором, и актовым залом, и стадионом «Динамо», и детской спортивной школой. Популярным стал новый вид спорта – фехтование. В школе даже была мастер спорта девочка, а в республике чемпион мира.

Как ни странно, я очень любила уроки немецкого языка. Уже очень пожилая учительница Мария Ивановна Мустанова – непревзойдённый авторитет и для учеников, и для родителей. С первой секунды урока напряжённая работа. Нет времени на разговоры, на какие-то шпаргалки. Чёткие точные указания, диалоги, диктанты, сочинения. В том, что эта женщина, которую провожают в школу и обратно ученицы, самый лучший педагог в городе, никто не сомневался. И мы доказывали это в годы учёбы в институте. После уроков (учились в одну смену) мы не спешили домой. Во-первых, нас ждал большой школьный хор. Прекрасные руководители, а репертуар?! Ария девушек из оперы «Евгений Онегин», «Славься» из оперы Глинки «Иван Сусанин», шуточная «У дороги чибис», песни военных лет, обязательно инсценировки песен «Землянка», «Яблочко», «В лесу прифронтовом».

Во-вторых, драмкружок, вернее студия. А руководители! Заслуженные артисты Дагестана Софья Семёновна Токарь и Семён Александрович Долин. На школьной сцене купцы и купчихи из «Доходного места» Островского, из «Бориса Годунова» – сцена у фонтана, монолог Пимена. «Дама просто приятная и очень приятная» из «Мёртвых душ». Спор мальчиков из «Сына полка», инсценировка песни «Мы, друзья, перелётные птицы». Чтение стихов Симонова, Светлова,Твардовского...

С Русским театром (в старом здании) школьников связывала большая дружба. Новогодние маскарады старшеклассников проводились в фойе театра вместе с артистами. Для нас шли дневные спектакли. После представления мы могли встретиться с актёрами, обменяться впечатлениями.

Другим культурным центром для молодёжи была, конечно, библиотека имени А.С. Пушкина. За стеной школы небольшой сквер, а там знакомая фигура поэта. Работники библиотеки знали нас в лицо. Не у всех тогда были домашние библиотеки. И здесь мы практически получали всё, что надо было по программе, и популярные журналы. Хорошо помню Титакаеву – очень красивую, необыкновенно интеллигентную женщину.

Украшал Комсомольскую (тогда) улицу Дворец пионеров. Здание дореволюционной постройки знали все школьники. Директор Лев Тимофеевич Гительман – энтузиаст пионерской и комсомольской работы, хорошо знал все школы и помогал в организации районных и городских мероприятий.

Особенный интерес представляет школьное самоуправление. Совет дружины, комитет комсомола, учком – эти небольшие группы из выбранных по классам учеников были по существу организаторами всех школьных работ после уроков. Они имели свои обязанности.

Комитет комсомола: школьные и классные стенгазеты, подготовка ко вступлению в комсомол, работа младших пионервожатых, участие в выборных компаниях, организация и проведение школьных вечеров. А они (вечера) проводились довольно часто. Красные дни календаря, традиционный день школы, тематические вечера по всем предметам, начиная от литературы до показательных спортивных выступлений. На вечерах обязательный концерт школьной самодеятельности. Показывали всё, чему научились в кружках, не только школьных. Зрители – ученики всех классов, родители, приглашённые гости, мальчики из соседних школ. А потом танцует весь зал. Бальные танцы: вальс, танго, фокстрот, полька, летка-енка, круговой вальс. За проведение и порядок на вечере отвечал комитет комсомола. У учкома ещё больше дел: работа старост, дежурства по школе, санитарное состояние классов, прогулы, опоздание на уроки, успеваемость по классам, организация помощи, кто «хромает» по какому-нибудь предмету, школьная форма, линейки по окончании четверти.

Секретарь комитета комсомола и председатель учкома иногда приглашались на педсовет. Конечно, действия этих школьных органов направлялись, поддерживались учителями, специально прикреплёнными администрацией. Их функции заключались как бы в активном стоянии в стороне. Отношение к членам комитета комсомола и учкома (они необязательно отличники) среди учеников было самое почтительное. Хотелось лучше учиться, выполнять поручения как можно тщательнее, чтобы вас не вызвали ваши же товарищи на серьёзный разговор. И главное, ученики должны любить учиться и уже в школе ощущать себя людьми нужными, с которыми считаются и которым доверяют важные дела.

В пору перестройки бывший министр образования Б. Гаджиев сказал на одном из совещаний: «Никто не запрещает учителям работать так, как они работали все эти годы и накопили огромный опыт обучения и воспитания тысяч детей». Всё лучшее, интересное может использоваться и в современной школе, конечно, с учётом всего нового. В городе нашем очень мало остаётся на память нашим внукам. Нет и школы № 2, здание есть, а школы нет. Трудно поверить. Ведь школы №№ 1 и 2 – это история нашего времени. Они должны охраняться государством как культурные центры. Построенные лет 100 назад, они хорошо сохранились. Каменные здания, большие окна, парадный вход, на первом этаже кафельные полы, почти не пострадавшие от времени. Широкая лестница с узорчатыми перилами торжественно поднимается на второй этаж. На лестничной площадке огромный портрет Уллубия Буйнакского. Его имя присвоено школе. По боковым лестницам подъём в большой зал. Во время перемен сюда выходят все старшеклассники. Шумно, весело. Практически все друг друга знают и, окончив школу, будут долго дружить и вспоминать свою, когда-то лучшую школу города, с которой начиналась главная центральная улица Комсомольская.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

179