Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

22.05.2021 19:12 Суббота
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 9 от 27.04.2021 г.

Конкурс «Учитель года Дагестана – 2021»

С 5 по 9 апреля на базе многопрофильного лицея № 30 г. Махачкалы проходил заключительный республиканский этап конкурса «Учитель года Дагестана — 2021».

В течение недели конкурсанты демонстрировали умения и навыки в отборочных турах. В рамках первого этапа 26 участников провели открытые уроки. Во второй тур вышли 10 учителей, которые презентовали мастер-класс, классный час, выступили с публичной лекцией.

Пять финалистов участвовали в педсовете и отвечали на вопросы экспертов.

По итогам конкурса определился победитель, который представит республику на всероссийском конкурсе: это учитель обществознания гимназии Культуры мира г. Дербента Гаджимирза Марданов.

«Я с удовольствием шёл на конкурс»

аджимирза Марданов – учитель, уроки которого лучше один раз увидеть, чем сто раз о них услышать. Его уроки – пища для размышлений, окно в другой мир. Все потому что в основе поступков педагога лежит гуманизм: вера в доброе начало в каждом ребёнке, уважение к личности, любовь к людям. А ещё товарищ Марданов обладает природным талантом располагать к себе собеседников, что очень важно в работе с молодёжью.

– Гаджимирза Вагифович, что для Вас значит победа? Ожидали, что станете лучшим учителем республики?

– Во-первых, это оценка моей работы профессионалами своего дела. Во-вторых, победа – это ответственность. Ожидал ли я? Я отвечу так: на всё воля Всевышнего. На республиканском этапе были представлены лучшие из лучших. Как можно ожидать, что станешь лидером? Я своему сыну тоже говорил: что бы в жизни ни случилось, принимай это с достоинством, продолжай жить, двигаться, не останавливайся. Ты в первую очередь борешься с самим собой, а всё остальное люди оценят и увидят. Поэтому я не ждал этой победы, но с удовольствием шёл на конкурс, который я называю площадкой мастеров. Мы было приятно работать со своими коллегами.

– Все ваши выступления – урок, классный час, мастер-класс – были пропитаны философией, неким поиском. На фоне других конкурсантов Вы этим заметно отличались. Вы себя считаете нестандартным педагогом?

– Нет. Для меня важно золотое правило нравственности: поступай с другими так, как хочешь, чтоб они поступили с тобой. Не играй урок, не устраивай из него шоу, будь естественным, доступным для понимания. Если ты сможешь достучаться до сердца ребёнка, до его разума, то всё остальное сможешь дать ему. Подари ребёнку правду, покажи, что сам прав, и ребёнок пойдёт за тобой.

– Есть ли у Вас какие-то фишки в преподавании?

– Есть такая: попытайся сначала опуститься до уровня ученика, а потом медленным и уверенным шагом поднимай его до своего уровня. Если у тебя получится – позволь ему ещё выше взлететь, почувствовать свободу, чтоб он был творческим, тогда ты увидишь настоящую феерию своего преподавания.

– Вы не только педагог, но и публичная личность. В Дербенте Вас знают как ведущего различных мероприятий. Вам больше нравится роль учителя или ведущего?

– Дети – самый благодарный зритель. На мероприятии ты один пытаешься вести, организовывать. А на уроках всегда царит содружество. Поэтому однозначно: быть учителем мне нравится больше всего.

– Идеальный ученик для Вас – какой он?

– Тот, которого я буду ждать как дорогого гостя, для которого всегда открыты двери моего дома. Для меня он больше, чем ученик. Он – моё отражение, мой друг, соратник, товарищ.

– А учитель?

– Профессионал, доступный для понимания. Педагог, который открыт для своих учеников.

– Как скоро конкурсные страсти поутихли в Вашей голове?

– Страстей не было. Была подготовка. Была усталость, потому что организм всю неделю испытывал напряжение. Пять дней я ждал одного: скорее вернуться к работе, в гимназию. Я так соскучился! В понедельник утром меня ждали ученики 9-х классов и уроки по обществознанию. Я с радостью окунулся в привычную атмосферу.

– Есть ли у Вас хобби?

– Я увлекаюсь философией и собираю притчи различных народов мира. Пытаюсь найти то, что мне поможет в понимании отдельных жизненных вопросов. Плох тот учитель, который перестаёт учиться.

– Почему решили стать педагогом?

– Вы видели, как дети смотрят на учителя? Начав преподавать, я смог вплотную увидеть глаза своих учеников, почувствовать детскую энергетику. Это большая радость, когда ты помогаешь ребёнку стать личностью, изменить неверное представление о жизни и т. д. Когда ученик в сложной ситуации обращается за помощью не к родителям, а к тебе – педагогу. Это и приятно, и большая ответственность. Ты чувствуешь себя нужным – человеком, от которого зависит чья-то судьба и – может, это громко будет сказано, – будущее страны.

В своё время я с таким наслаждением слушал своих учителей... Весь мир вращался вокруг них. После уроков мы всегда стремились дополнительно что-то для себя узнать. А ещё мне очень хотелось быть похожим на своих учителей. Поэтому профессию я выбрал сердцем.

«По вечерам играю в футбол»

Егана Курбанова стирает стереотипы об учителе математики. Добрая, жизнерадостная, всегда идущая навстречу ребенку – не учитель, мечта! Она играет на пианино, осваивает гитару, печёт умопомрачительные торты и постоянно работает над собой.

Подробнее обладательница второго места расскажет в интервью.

– Егана, как Вы провели вечер последнего конкурсного дня?

– Моя мама, учитель математики школы № 2 города Дагестанские Огни, Аида Багировна, надавно подарила мне алмазную мозаику, за которую я никак не решалась сесть во время подготовки к конкурсу. Вот как только он закончился, я распаковала подарок и начала работу... Люблю заниматься такой деятельностью, в это время можно о чём-то поразмышлять. Глажка, кстати, тоже вызывает подобные эмоции (смеётся). Это только то, чем я занялась вечером. А на следующий день уехала повидаться с абсолютно всеми родными в любимый Юждаг. Очень важно знать, что тебя любят и ждут.

– Вы не в первый раз участвуете в конкурсе, планируете и в следующем году побороться за 1 место?

– Нет. В этом году я шла за 1 местом, потому что целью было «попробовать» всероссийский этап, но Всевышнему виднее. Я никогда не останавливаюсь на достигнутом и регулярно принимаю участие в различных профессиональных конкурсах.

– Поделитесь?

– В 2017 году стала призёром республиканского конкурса «Лучший инновационный образовательный проект», в 2018 году – призёр республиканского этапа конкурса «Учитель года», в том же году призёр республиканского конкурса «Лучший учитель математики», в 2020 году – победитель республиканского конкурса «Интерактивные технологии в образовании».

– Кто Вы по натуре: боец или обыватель?

– Думаю, что боец. Я мама двоих мальчиков, и мне это совершенно не мешает всё время менять места работы и жительства. Как только мне становится скучно и я понимаю, что больше не расту, я вывожу и себя и своих детей из зоны комфорта, переезжаю, придумываю новые испытания, мы их с удовольствием преодолеваем, знакомимся с интересными новыми людьми. Очень часто ставлю цели и достигаю их. Конечно, все люди разные, но хочу похвастаться тем, что мне встречаются самые лучшие и у меня очень много друзей, которые меня любят и поддерживают.

– За что Вы любите свою профессию?

– Люблю детей, как бы банально ни звучало. И в школу пошла случайно, совершенно не планируя это заранее. Попробовала и осталась навсегда. Дети – бесконечный источник энергии, они помогают мне оставаться счастливой и всегда молодой. Мы по вечерам играем в футбол с моим 6-м классом, а с 9-м, которым я руковожу, часто вместе путешествуем.

– Вы стали учителем математики, потому что в школе очень любили этот предмет?

– Потому что люблю математику, да. Нельзя преподавать то, что сам не понимаешь, и учить делать то, что сам делаешь с трудом.

– Идеальный ученик – какой он?

– Который знает, чего хочет, ставит перед учителем задачи... задаёт много вопросов, требует на них ответы. Идеальный ученик тот, что заставляет учителя развиваться, ему мало стандартного и обыденного. Благодаря таким ученикам я стала той, что есть сейчас.

– А школьный учитель?

– Идеальный школьный учитель... Здесь приходят на ум только имена: Зарема Гаджимурадовна, Аида Багировна... учитель, который не устаёт, который любит всех, независимо от социальной принадлежности, состояния здоровья, уровня обученности. Учитель, способный влиять на будущее ученика...

– Что скажете, если ученик Вам объявит, что Ваш предмет ему не интересен и он не будет его учить?

– Скажу, что хоть что-то выучить нам придётся (смеётся). Покажу и докажу, что многое он уже знает и умеет, иначе просто прожить не смог бы в этом мире. А так, подобные фразы я слышу очень редко. Дети, как правило, очень хотят учить математику, просто не у всех получается. Так как я люблю своих учеников независимо от их математических способностей, они не испытывают особого напряжения на моём уроке. Стараюсь организовать всё так, чтобы они научили друг друга.

– Вы строгий учитель?

– Нет, я всегда иду навстречу ученикам. Жизнь достаточно сложна, и мы не знаем, что нас ждёт дальше; не думаю, что давить или держать в напряжении ученика – решение проблемы. Здесь нужно просто уметь договариваться.

– Помимо учительствования, чем ещё занимаетесь? Есть ли хобби?

– Играю на пианино, сейчас учусь играть на гитаре. Почти со школьной скамьи я в кондитерском искусстве. В какой-то период своей жизни даже занималась этим в коммерческих целях, но вскоре забросила. Я так хорошо стала это делать, что пришлось выбирать между школой и кондитерской мастерской. Заказов стало море, 24 часов в сутках было мало (улыбается).

– Кем Вы видите себя через 10 лет?

– Здоровой, спокойной и счастливой мамой сильных, достойных и успешных мужчин.

– Пусть всё сбудется!

Открытый урок

Каждый педагог за 45 минут должен был провести настоящий урок и продемонстрировать всё своё мастерство. Почти все педагоги справились с требованием конкурса. Уроки получились увлекательными, полезными, трогательными.

«В этот солнечный день, спеша к вам на конкурс, я наблюдала за распускающимися почками, бутонами цветов, за облаками – за пробуждением природы. Давайте подарим друг другу улыбки и хорошее настроение», – так начала свой урок учитель начальных классов Чинарской СОШ № 1 Дербентского района Эльмира Шахбанова. Благодаря позитивному настрою и тёплому отношению к учащимся урок получился не только познавательным, но и лёгким для восприятия. Стихотворение С. Дрожжина «Родине» стало темой занятия. Дети работали дружно: предлагали синонимы к слову «Родина», интересовались незнакомыми словами, хором и торжественно читали стихотворение, искали выразительные средства, на которые не поскупился поэт, создавая своё произведение. Для наглядности и большего погружения в тему учитель использовала средства ИКТ. На большом экране интерактивной доски слайд за слайдом появлялись картины, отражающие величие и красоту родной земли, принадлежащие кисти знаменитых советских художников – Шишкина, Левитана, Саврасова, Айвазовского.

В конце урока ученики получили домашнее задание: написать сочинение «Моя малая родина».

На уроке английского языка учащиеся 10 класса вместе с учителем СОШ № 8 г. Избербаша Джамилей Омаровой отправились в кругосветное путешествие, во время которого каждый попытался дать ответ на вопрос «Почему люди путешествуют?».

Занятие получилось лайтовым. Учащиеся побывали на 7 континентах, посмотрели видео с достопримечательностями разных стран, выполняли задания по лексике. В финале увлекательного вояжа путешественники окунулись в проектную деятельность – создание комиксов. Под бессмертный и романтичный хит Луи Армстронга «Wonderful world» работать было одно удовольствие. Группа «туристов» во главе со своим гидом вернулась из путешествия с багажом незабываемых впечатлений.

На уроке информатики учителя СОШ № 46 г. Махачкалы Абубакара Койтемирова учащиеся ознакомились с новой технологией программирования под названием Scratch, задуманной для детей и подростков. Ребята с воодушевлением трудились над созданием программ в визуальной среде: пробовали «научить» виртуального котёнка сначала мяукать, а потом ходить, «оживили» главных героев басен «Квартет» и «Лебедь, рак и щука» Крылова. За хорошую работу участники команд получали по 3 условных биткоина, которые по завершении урока педагог конвертировал в сладкие презенты – батончики «Mars».

«Во многих странах мира дети и взрослые, учителя и школьники используют Scratch, чтобы учиться программированию, развивать творческие способности, создавать игры и интерактивные анимации, а также общаться между собой, изучать и использовать проекты друг друга», – отметил А. Койтемиров.

Внеурочное мероприятиеВнеурочное мероприятие

Невероятно душевным получился классный час учителя обществознания гимназии Культуры мира г. Дербента Гаджимирзы Марданова. О чём говорили? О самом важном! О любви, альтруизме, о будущем, о профессиях... Педагог не случайно поднял такую тему, ведь в скором времени для этих ребят откроются новые горизонты, им предстоит определиться, кем стать: «Надеюсь, вы будете нужными людьми, которые построят мир без зла. Выбирайте сердцем, а не разумом. Желаю, чтобы гуманизм всегда жил в ваших сердцах», – так напутствовал учитель молодое поколение.

Классный час прошёл в форме игры. Нередко ребята ошибались в своих исканиях, но педагог методом размышлений, анализа мягко наводил их, подталкивал к истине. Приятно, что ни один из участников урока «Сердцеведения», как назвал его Гаджимирза Марданов, не остался в условном тёмном бункере.

Здоровье – ещё один важный момент, когда речь идёт о будущем детей. Учитель русского языка и литературы СОШ № 2 г. Избербаша Саимат Расулова согласна с высказыванием «В здоровом теле – здоровый дух». На своём классном часе педагог продемонстрировала ряд лёгких, но очень показательных и эффективных упражнений. Как узнать объём своих лёгких? Надуть шарик! Учащиеся с удовольствием надували шары и хвастались вместительностью своих дыхательных органов. С не меньшим азартом ребята сделали физкультразминку, а потом поговорили о том, как спорт и здоровые привычки влияют на жизненный успех.

Мастер-класс

На своём мастер-классе Гаджимирза Марданов учил коллег писать эссе – единственное задание ЕГЭ, раскрывающее творческий потенциал экзаменуемого.

По мнению педагога, с этим заданием не многие справляются. А всё потому, что приступать к эссе нужно определив проблему и актуальность предложенной темы, затем необходимо вникнуть в основную мысль, которая проходит красной нитью через всё произведение автора. И только после этого достать ручку и писать.

Для тренировки логики и мышления Гаджимирза Вагифович предложил коллегам ряд занимательных заданий. Сначала педагоги пытались продолжить цитаты известных мыслителей, а потом раскрывали смысл того или иного высказывания.

Учитель английского языка Киркинской СОШ им. Г. Аликберова Магарамкентского района Зарина Магамдалиева продемонстрировала, как с помощью метода «Storytelling» (рассказывание историй) без излишних усилий можно научить ребёнка иностранному языку на начальном этапе обучения. Истории – это всегда живое и интересное повествование, которое легче соединить с личным опытом, чем правила или принципы. Истории позволяют сформировать у учеников определённые психологические связи – между эмоциями, полученными от сюжета, и необходимым материалом (лексикой, грамматикой) – и таким образом лучше запомнить материал.

Кроме того, слушание и рассказывание историй развивает воображение, словарный запас, мотивирует, служит мостиком между фантазией и реальностью.

Выбирая профессию учителя, Зарина Магамдалиева не могла и представить, что будет участвовать в каких-либо конкурсах и проходить через такие испытания, которые не менее волнительны, чем экзамен по зарубежной литературе в педагогическом университете: «Не зная, что там дальше, я смело иду вперёд. Я смотрю на мир глазами детей. И в каждом из них я вижу личность. Главной моей задачей является найти ключик к сердцу каждого ребёнка, который откроет его сущность, как дверцу в дивный сад! В поиске тех самых ключей я отправляюсь в профессиональное путешествие», – делится молодой педагог.

«Навыки прошлого для учителя будущего» – так назывался мастер-класс учителя математики лицея №22 города Махачкалы Еганы Курбановой. Педагог знает: изменить прошлое невозможно, но уроки прошлого помогают разобраться в будущем: «Мои уроки благодаря моим родным – дедушке, маме и брату – к счастью, были лишь положительными. Их поступки, их образ жизни, их качества формировали меня как личность», – отметила математик.

Свой мастер-класс Егана Курбанова связала с рассказом Рэя Брэдбери «И грянул гром…», главный персонаж которого нарушил правила, сошёл с тропы и наступил на бабочку, последствия оказались катастрофическими. Где ещё в жизни мы можем увидеть пример эффекта бабочки? Многочисленные случаи, подтверждающие его, можно часто наблюдать в повседневной жизни, например в школьном математическом образовании. Небольшие недоработки в 5-6 классе, а может, и гораздо раньше, могут привести к полному непониманию и отсутствию интереса к предмету в 10-11 классах.

В конце мастер-класса педагог пожелала не наступать на «бабочек», чтобы судьба хранила человечество от необдуманных слов и поступков и, соответственно, от их глобальных последствий.

Публичная лекция

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Участники конкурса постарались ответить на вопрос «Как воспитывать в XXI веке?».

Темы публичных лекций были самыми разнообразными: «Развитие и поддержка талантов», «Экология образовательного пространства», «Социальное здоровье детей и молодёжи в условиях современных вызовов», «Цифровизация образовательной среды: проблемы и решения».

Учитель информатики СОШ № 46 г. Махачкалы Абубакар Койтемиров выступил с лекцией «Методы преподавания: новые или старые?». Педагог рад, что современные технологии позволяют устранить однообразие и монотонность процесса образования. При этом А. Койтемиров не хочет полностью отказываться от фишек старой доброй советской школы преподавания: «Современное образование – не новая система, а второе дыхание традиционной. Мне хочется идти в ногу со временем, но и отказываться от традиционных методов тоже не стоит. Учитель должен органично сочетать и то и другое».

Педсовет

На заключительном этапе – «Педсовете» – члены жюри и пятёрка финалистов обсуждали актуальные проблемы модернизации современного образования. Беседа проводилась в форме круглого стола, все участники имели возможность высказаться по данной теме, выдвинуть свои идеи, обрисовать свою точку зрения.

Учитель математики лицея № 22 г. Махачкалы Егана Курбанова в своём выступлении обозначила два фактора, с которыми сталкивается в профессиональной деятельности, – это обновление программного содержания и вопросы, связанные с технической составляющей учебного процесса. Не могла не озвучить педагог и две насущные, по её мнению, проблемы, которые уже более двух лет требуют решения, – введение в образовательный процесс ФГОС 3-го поколения, а также таких должностей, как учитель-методист и учитель-наставник. Егана Киниязовна утверждает, что помощь нужна не только молодым педагогам, но и учителям со стажем, которым приходится адаптироваться в условиях современного, постоянно меняющегося мира: «Чтобы расти профессионально, учителям необязательно безостановочно принимать участие в конкурсах, ездить на семинары, мастер-классы, потому что от этого сильно страдает учебный процесс. Школа просто-напросто может рухнуть. В связи с этим введение новых должностей – учитель-методист и учитель-наставник – стали бы колоссальной поддержкой для педагогов в психологическом и методическом плане».

А по мнению учителя начальных классов Краснооктябрьской СОШ Кизлярского района Елены Агаповой, основной акцент в школах нужно делать на развитии профессиональных качеств учащихся, чтобы по окончании школы выпускникам было легко ориентироваться на рынке труда. Педагог выступает за возобновление в сельских школах кружков практической направленности: «Теория теорией, но практика для меня занимает немаловажное положение в нашем образовании».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

1