Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

20.04.2021 14:03 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 8 от 12.04.2021 г.

«Живая классика» набирает обороты

«Живая классика» звучала со сцены Русского театра им. М. Горького 30 и 31 марта. Более 160 участников с разных уголков Дагестана декламировали отрывки из прозаических произведений. Оценивали конкурсантов актеры, режиссеры, журналисты, литературоведы и другие общественные и культурные деятели.

Юные конкурсанты один за другим завоевывали симпатии «судей» и вдохновляли слушателей. Каждый участник запомнился по-своему: голосом, жестами, мимикой, взглядом. Звучащие со сцены отрывки произведений составили огромный тематический круг: от войны и патриотизма до юмористических зарисовок.

Финалистами конкурса «Живая классика» стали Ахмед Мансуров, ученик СОШ № 4 г. Южно-Сухокумска, Мурад Исмиев, учащийся СОШ № 26 г. Махачкалы и Вилаят Рзаева из Хазаркской СОШ Дербентского района. Они представят республику на всероссийском этапе конкурса в «Артеке».

Лейла Арсланбекова: «В этом году победила молодость!»

Как региональный куратор конкурса "Живая классика" Лейла Джамирзаевна Арсланбекова считает, что все наши финалисты обладают ососбой энергетикой, которая не оставляет равнодушными даже самых искушенных членов жюри. В "Живой классике" сотрудник Миноборнауки Л. Д. Арсланбекова давно, на её глазах из года в год региональный этап конкурса совершенствуется, расчет, наливается новыми красками. Об этом — в интервью.

– Вот уже который год Вы являетесь региональным куратором международного конкурса «Живая классика». Как в целом прошел конкурс в этом году?

– Интерес к этому конкурсу в республике, безусловно, растет, хотя подготовка детей в этом году в целом слабее, чем в предыдущем. Педагоги, готовя детей к выступлению, старались делать акцент на театрализации, эмоциональности, зачастую излишнюю. Многие дети переигрывали, из-за чего само чтение, декламация уходили на второй план.

Что касается выбора произведения для выступления, участники читали, в основном, драматические отрывки. К сожалению, приходится констатировать, что некоторые участники, читающие отрывок из произведения, не знакомы с полным текстом этого произведения.

При этом надо отметить, что сильных конкурсантов было немало, и жюри нелегко было оценивать, выбрать лучших выступающих. Также жюри обратило внимание на чистую, без акцента, русскую речь практически у всех участников.

– Как сказал Рамазан Билалмагомедов, суперфиналист «Живой классики» 2019 года, конкурс сегодня набрал обороты, приобрел совершенно иные масштабы. Чем отличается нынешний этап от предыдущих?

– В первую очередь, в этом году выросло количество участников (на региональный этап было заявлено 167 конкурсантов). В разы выросло качество подготовки и проведения конкурса. Приятно, что в конкурсе принимало участие немало детей из дальних и высокогорных районов и сел. Радует, что больше половины участников – учащиеся 5–7 классов. Кстати, и победителями стали участники именно из этой группы. Значит, есть потенциал, есть к чему стремиться!

– Два года подряд наши дети занимали призовые места на всероссийском уровне. Как Вы думаете, чем конкретно они завоевывают симпатии членов жюри?

– Я считаю, что победа зависит от многих факторов: выбор отрывка из прозы, подготовка педагога, хорошая работа над дикцией и речью участника, умение стать героем произведения и прочувствовать каждую строчку. И потом, наши дети (сужу по предыдущим финалистам) обладают таким внутренним драматизмом, умеют играть голосом, не переходя на крик. В этом году было много потенциальных актеров, которые создавали на сцене настоящие моноспектакли!

Хочу поблагодарить членов жюри за их нелегкий труд. Перед ними стояла непростая задача – за два дня прослушать более полутораста конкурсантов и выбрать из них троих, которые и будут представлять регион в финале конкурса.

– Что бы Вы хотели изменить в проведении конкурса?

– Внести изменения в процент выбора лауреатов: не 20 процентов от количества участников регионального этапа, а 30. Было бы желательно, чтобы по итогам конкурса, в качестве поощрения к диплому, лауреаты проходили обучение в профильной смене в одном из детских оздоровительных центров республики, например, в лагере «Солнечный берег». Также опыт прошлого года в период пандемии показал, что необходима запись выступления детей.

– Обзвонить всех педагогов, подобрать состав жюри, помещение – задача не из легких. Что Вам придает сил, чтобы быть двигателем такого огромного механизма «читающих»?

– «Живая классика» – это всеобъемлющий международный проект, в котором участвуют миллионы детей. Конкурс дает возможность для наших дагестанских школьников принять участие в этом суперпроекте, приобщиться к чтению, погрузиться с помощью педагогов, наставников в огромный мир литературы. Благодаря конкурсу растет количество читателей, любителей классики.

– Интересно, что в этом году финалистами стали учащиеся средних классов... Что говорят члены жюри?

– В этом году победила молодость, если так можно назвать учащихся 5–6 классов. Конечно, симпатии большинства членов жюри оказались на стороне младших участников конкурса. Почему? Наверное, это можно объяснить такими аспектами, как детская непосредственность, свойственная этим чтецам, отсутствие комплексов, которые у них еще не успели сформироваться. Дети свободно и раскованно чувствовали себя на сцене, полностью вживаясь в образ выбранного героя. Сказался и удачный выбор произведений – ребята читали чаще юмористические рассказы (Драгунский, Зощенко), что стало 100 % попаданием в жанр по возрасту, по настроению. Дети этой возрастной группы были убедительны в своих выступлениях, были хорошо подготовлены.

– Какие рекомендации можете предложить будущим участникам конкурса, наставникам, учителям?

– Очень важно, чтобы ребенок был знаком целиком с текстом произведения. Большее значение имеет художественное слово, поэтому учителям рекомендовано просмотреть выступления профессиональных чтецов. Расширять круг чтения ребенка (поход в театр, в библиотеку, участие в школьных театральных кружках).

При этом необходимо подготовить детей к пониманию того, что в данном мероприятии самое главное – это участие. Если он не вошел в тройку лидеров или в число лауреатов – это не является какой-то неудачей. Это должно стать стимулом для последующей лучшей подготовки.

Мнения жюри и участников конкурса

Елена Владимировна Еськина – журналист, ведущая информационной программы «Вести Дагестан»:

«Сидеть в жюри такого масштабного конкурса – это, конечно же, огромная честь и в то же время ответственность, потому что сама миссия судить и оценивать кого-то – всегда очень сложно. Ты понимаешь, что каждый хорош по-своему, и, когда тебе предлагают выбрать трех лучших из 169, становится ясно, что это невозможно. Я думаю, что каждый, кто выступил в этом году на «Живой классике», достоин стать лучшим, но условия конкурса ставят нас перед выбором. В этом году большее количество симпатий жюри достались ребятам из младших классов. Это, в первую очередь, детская непосредственность, которая позволила ребятам свободнее держаться на сцене, плюс ко всему удачный выбор произведений. Впечатления жюри складывались и из того, был ли гармоничен чтец с произведением, удавалось ли ему вживаться в роль. Хотелось, чтобы в следующем году было разделение по возрастным группам. Могу ещё сказать о хорошем знании русского языка, чистой речи ребят из районов и сел. Это не перестает удивлять, радовать и восхищать! Меня как филолога ещё очень радует, что практически не было проблем с постановкой ударения в словах. Радует, что среди участников было много мальчишек, что ребята не только замечательно занимаются спортом, но и читают книги, а также не стесняются выступать при таком огромном количестве зрителей, сидящих в зале».

Елена Джамидиновна Гарунова – директор «Театра поэзии», заслуженный работник культуры Республики Дагестан:

«Такое большое количество участников конкурса говорит о том, что он очень популярен у нас в республике. Я уже третий год имею счастье видеть ребят, которые участвуют в нем. В этом году «Живой классике» 10 лет. Когда организаторы создавали проект, главной задачей было приобщение детей к чтению. Это значит, что дети должны прочитать эти произведения полностью. Только тогда чтец может проникнуться историей и своим героем. Я всегда настаивала на том, что будущее за теми, кто читает!»

Хиринду Юсуповна Султанова – солистка эстрадно-джазового оркестра Даггосфилармонии им. Татама Мурадова:

«Тяжелый, но, как я считаю, замечательный был концерт. Да, я смело могу назвать эти два конкурсных дня настоящим концертом, поистине грандиозным. Я была удивлена, как ребята чувствовали выбранные ими отрывки, как хорошо они владели языком. Конечно, у многих было чувство волнения, но это абсолютно нормально для артиста».

Любовь Николаевна Данилова – заслуженная артистка РД, актриса Русского драматического театра им. М. Горького:

«Я была поражена, как вырос уровень разговорной речи на русском языке. Хочу поблагодарить за это и детей и педагогов, но не могу не сказать о небольших минусах. Ребята подбирали материал вместе с педагогами, может быть, по списку рекомендаций, либо опираясь на опыт прошлых удачных выступлений. По этой причине было слишком много повторов, которые уже морально тяжело было слушать. «Гонение на рыжих» мы прослушали около 15 раз, много повторов из произведений на военную тематику и проч. Я согласна с тем, что дети читают по-разному, но на будущее хотелось бы больше разнообразия в плане выбора произведений и авторов. Хочу также обратить внимание на соблюдение регламента. Неудобно бывает останавливать детей во время чтения, эмоционального погружения. Пяти минут, как сказано в положении, будет совершенно достаточно. Как профессионал отмечу, что на сцене было много визга: дети от волнения переходят на высокие тона, от которых звенит в ушах. Это надо контролировать. Речь на низах всегда воспринимается очень хорошо. И самое главное – мало было русской классики: всего несколько человек взяли Островского, Шукшина, Достоевского… В целом, конечно, я получила огромное удовольствие. Открыла для себя современную молодежь совсем с другой стороны: талантливые, самобытные, смелые – одно удовольствие!»

Мераб Харбедия, лаурет конкурса «Живая классика–2021», ученик 11 кл., лицей № 52, г. Махачкала:

«Участвую в «Живой классике» уже третий год подряд и все время жду его с нетерпением. В этом сезоне я выбрал произведение своего любимого поэта – Марины Цветаевой «Повесть о Сонечке». Эта книга о любви, счастье и чувствах. Читается она очень тяжело. Чтение похоже на подъем по крутому склону, также тяжело, но тебя затягивает все больше, и ты просто не можешь остановиться.

Секрет успешного прочтения прост: для того, чтобы хорошо выступить, нужно пропустить отрывок через сердце, стать рассказчиком или героем, прожить этот маленький промежуток времени, полностью переместившись в действие, происходящее в нем. Думаю, именно это помогло мне успешно выступить на муниципальном этапе и пройти в региональный, но в борьбе за выход в финал было очень много сильных, достойных чтецов.

Что касается выступления, первые минуты было волнительно, но на сцене все тревоги как рукой сняло. Хотелось стоять там бесконечно, делиться эмоциями с членами жюри и зрителями.

К сожалению, мне не удалось стать победителем, но я ни в коем случае не расстраиваюсь, ведь участие в «Живой классике» – огромный опыт и победа над самим собой, потому что раньше я и подумать не мог, что буду спокойно стоять на большой сцене, да ещё и получать от этого удовольствие».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

5