Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

31.01.2021 17:51 Воскресенье
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 2 от 27.01.2021 г.

Маргарита Астратьянц: «Важно не кем ты будешь, а каким ты будешь!»

Есть особая прелесть в беседе с человеком, взрастившим не одно славное поколение. Маргарита Аванесовна Астратьянц 57 лет своей жизни посвятила учительству. За годы педагогического стажа учитель-филолог 9 лет проработала директором гимназии № 13. Сегодня мы разглядываем старые школьные фотографии и вспоминаем вехи большого пути Педагога с большой буквы.

– Здравствуйте, Маргарита Аванесовна! Всю жизнь Вы посвятили школе, образованию, детям… Расскажите, пожалуйста, о своем педагогическом пути.

– Я окончила филологический факультет Института педагогики в г. Махачкале. В 1959 году устроилась на работу в гимназию № 13 г. Махачкалы. Проработала один год вожатой, а потом учителем русского языка и литературы. В 1978 году меня назначили директором этой школы. Проработав 9 лет руководителем, взяла перерыв. Дело в том, что я сильно заболела, а когда оправилась, меня пригласили в пединститут преподавать русский язык на факультете олигафренопедагогики. За 3 года работы там поняла, что это не мое место. Я – не вузовский преподаватель, а школьный учитель. Несмотря на то, что со студентами и администрацией у нас складывались прекрасные отношения, я ушла оттуда, все-таки это не мой стиль работы. Тогда попросила директора СОШ № 18 взять меня на работу. Он очень обрадовался, и в этот же день принял меня. Хочу отметить, что здесь был очень трудный, но интересный объект работы. Мне нравилось внедрять уже испытанные мною методы работы с детьми. Сначала было трудно: меня приняли настороженно, но ситуация потихоньку сгладилась. Это были 7 лет моей продуктивной и творческой жизни с детьми. На тот момент мне было уже 70 лет. Новый директор 13-й гимназии без конца звонила с напоминанием о том, что меня в родной школе все ждут (а школа была недалеко от дома, где я жила, легче было добираться). И я, не устояв перед уговорами, вернулась. Это был 2001 год. Работала до тех пор, пока здоровье не подало сигналы: ухудшились зрение, слух – это не дело уже было. Я привыкла все 45 минут проводить уроки стоя, а тут тянуло сесть, чувствовалась усталость… Мне исполнилось 75, когда я оставила учительство.

– Быть учителем – значит отдавать свой опыт, свои знания ученикам. Быть классным руководителем – отдавать любовь и сердце детям. Каким Вы были классным?

– Если человек работал много лет пионервожатым (а я очень долго работала в детских лагерях), то это в нем остается на всю жизнь, и ему все время хочется что-то организовывать. Я, например, считала, что у класса должно быть общее дело, которое будет объединять ребят. Однажды потащила класс в картонажный кружок во Дворец пионеров. И весь мой класс занимался тем, что клеил коробочки, блокнотики… Я всегда старалась создать общую атмосферу в классе. В этом и есть главная задача руководителя. У меня был ученик, который говорил: «А что Маргоша (это они меня Маргоша называли) сказала? Неважно, сколько у тебя двоек. Ведь важно не кем ты будешь, а каким ты будешь!» Конечно, хорошо, когда у тебя отличники, но настоящий отличник бывает один на весь класс. Остальные уже натянутые. Классное руководство – это очень интересная работа. У меня было просто потрясающим. Ночевки в горах, на берегу моря, лагерные смены – обязательно!

– Своих учеников вспоминаете? Может быть, были любимчики?

– Не то, что помню, я их по алфавиту повторяю каждый вечер! (Улыбается.) Родные все дети! Мы с ними всегда на связи: и звонят, и приходят, и помогают мне… Вот недавно мне надо было книги починить. Моментально нашли, где это делается, помогли. Горжусь ими. На днях ученица, которая сейчас живет в Киеве, выслала мне экземпляр своей книги «Моя гражданская война». Такие сюрпризы случаются очень часто...

Ученики 18 школы на мое 80-летие вдруг просятся ко мне в гости. Приходят двое солидных молодых мужчин и приносят «Фауста» в эксклюзивном издании (всего 350 экземпляров). Они купили это издание в Москве, зная, что лучший подарок для Маргариты Аванесовны – книга. У меня очень близкие отношения с моими учениками. Каждый год в День учителя ко мне приходят молодые педагоги из 13 гимназии с большим приветом от своего руководителя Муминат Багомедовны Муртазаевой... Я никак не могу пожаловаться на невнимание к себе!

– Наверняка, помимо работы у Вас были любимые увлечения…

– Все домашние стены в «увлечениях»! Занимаюсь вышивкой с самой молодости. Этому нас научили еще в школе, и с тех пор я вышиваю. Коллекции целыми чемоданами! Ну и другая страсть – это, конечно же, книги. Кроме всего прочего, я пою – солистка всех неоперных театров (Смеется.)

– Можете выделить любимого автора с Вашей книжной полки?

– Не может быть любимого автора. Просто в ходе чтения мы берем от каждого писателя то, что нам особенно нравится. Я специалист по русской литературе 19 века, могу назвать своих героев: Базаров, Печорин и Болконский. Когда говорят плохо об Обломове, я отвечаю: это был умнейший человек, читайте вторую часть романа, и вы найдете там совсем другого Обломова, который разоблачает общество своего времени. Из зарубежной литературы мне больше нравились произведения, связанные с детством, такие как «Робинзон Крузо», «Приключения Гулливера», «Мартин Иден» и др.

– Спасибо Вам за теплый прием и чудесную беседу.

– У вас прекрасная газета! Успехов вам и процветания.

Беседовала К. Алибекова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

11