Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

15.09.2020 09:19 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 14.09.2020 г.

Творческое начало – это всегда стремление вперёд

Автор: М.Ф. Османова
учитель начальных классов, Гимназия Культуры мира, г. Дербент

    Только взаимность сотворчества, сотрудничества только уважение и утверждение личностного достоинства, только оптимизм и понимание ребенка – вот чем облагораживается наше воспитательное поле, на котором выращиваем мы будущее человечества, куем судьбы и счастье людей.

Ш.А. Амонашвили

Творческое начало – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу к совершенству и к прекрасному. Оно рождает в ребенку живую фантазию. Живое воображение.

Я поставила перед собой цель – работать над выращиванием письменноречевой деятельности. ПРД как личностное качество ребенка открывает перед ним широкие возможности для проявления и утверждения своих творческих способностей, для расширения и возвышения сферы общения; обращает школьника на самопознание и самовоспитание.

С этой целью я провожу на уроках следующего вида упражнения: начинаю работу с беседы: «Что такое речь? Для чего нужна устная и письменная речь?». (Устная речь – звуковая. Дети давно уже владеют устной речью. Письменная речь для того, чтобы писать, читать книги, написанные умными, мудрыми людьми, передавать на расстоянии то, что думаем, желаем).

1. Составление предложений из разрозненных слов.

Это обычное в массовой практике упражнение. Даются отдельные слова. Дети комбинируют их, чтобы получилось нечто осмысленное. Образуя предложение, дети нашептывают, чтобы не перебивать мысли других. Во время выполнения этого упражнения наблюдаются порой резкие отклонения от заданных слов, следует деликатно возвращать их к предложенным словам.

2. Запись текста условными знаками (особенно в первом периоде, в первом классе). При выполнении этого вида упражнения применяется способ материализации. Невидимое, но главное становится видимым, ощутимым. Дети начинают оперировать простыми условными знаками. Материализованные действия помогают детям увидеть и осознать целостную картину письменного текста, что немаловажно для преодоления беспомощности детей перед разлинованным листом бумаги, на котором им нужно что-то писать.

3. Словесный «Снежный ком». Для этого вида упражнения я подбираю словосочетания или предложения из двух слов и предлагаю детям «сбросить в своем воображении» с высокой снежной горы и помочь «обрасти» словами. Обрастает снегом, валится на землю огромной снежной глыбой. Работа ведется так.

Пишу на доске словосочетание: купила книгу. Далее каждый ученик предлагает свой вариант: «Мама купила книгу. Моя любимая, родная мама купила книгу. Вчера днем моя любимая … купила чудесную фантастическую …».

4. Пополнение лексического запаса. Если предыдущий вид упражнения раздвигал границы предложения максимально, этот вид работы конкретизирует усилия детей на одном слове, на его огранке, раскрывать все гаммы красок. Нам необходимо запасаться словами, фразами, высказываниями, чтобы разговаривая, не спотыкаться постоянно. Мы пополняем наш словарный запас самыми добрыми, благозвучными, сердечными словами, которые пригодятся нам во всех случаях жизни, особенно в письменной речи.

Например. Какой может быть рассказ? Слова записываю на доске: большой, интересный, длинный, короткий, детский, смешной, веселый, фантастический, популярный, известный, загадочный, приключенческий, исторический, современный и т. д.

5. Представление воображаемых ситуаций и их речевое оформление.

Чем же можно питать духовную ось ребенка? Образами возвышенными, нравственными, благородными. Воображение, корень образ. И слово «вообразить» благодаря приставке в – (во) трактуется так: создание образа внутри себя; образа, которого не существует в видимом обозрении; образ, который лучше видеть с закрытыми глазами; образ, который развивает детскую фантазию, творчество.

6. Прослушивание художественных текстов.

7. Описание детьми аналогичных ситуаций из их собственной жизни.

8. Составление рассказов по сюжетным картинкам.

Дети любят рассматривать картинки и что-то говорить. Однако их старания дальше поверхностного описания отдельных кадров не идут. Им не по силам улавливание невидимой внутренней связи между кадрами. Получается у них не цельный рассказ, а набор описания отдельных кадров. Наиболее удачными являются сборники рассказов в картинках. Каждый рассказ, состоящий из 2-3-4 рисунков, легок для восприятия, полон юмора, шутливых сценок, поучителен.

Часто на уроках восстанавливаем рассказ по началу и концу, по заглавию и последнему предложению, по кульминации. Они учатся расширять, обогащать сжатый текст художественными образами.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

0