Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

15.09.2020 09:21 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 14.09.2020 г.

Опыт преподавания курса ОРКСЭ

Автор: С.М. Магомедова
руководитель ГМО учителей ОРКСЭ, учитель высшей категории

Задумываясь о вечных ценностях, о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ – народной философии, мудрости традиционного мировоззрения. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом ФГОС общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

В связи с этим, особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Содержание комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» сопряжено с ФГОС начального общего образования, существенной характеристикой которого являются требования к личностным, метапредметным и предметным результатам, обеспечивающих готовность каждого школьника к успешной социальной, жизненной, профессиональной самореализации и социализации в будущем. Курс имеет познавательный культурологический характер, в нем много внимания уделяется патриотическому воспитанию, воспитанию терпимости к людям разных взглядов.

Сегодня никто не сомневается, что преподавание знаний о религиозных культурах призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора наших детей, но и в формировании достойного гражданина России, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу.

Курс «Основы религиозной культуры и светской этики» был включен в учебный план школ г. Избербаша в 2011–2012 учебном году в соответствии с Поручением Президента РФ от 2.08.2009 г. Для определения модуля курса в школах города были проведены анкетирования среди родителей, родительское собрание «Что такое ОРКСЭ? Дерево Дружбы», с целью учета интересов обучающихся и их семей.

В школах города создана необходимая нормативно-правовая и организационная база апробации курса ОРКСЭ. Обеспечены условия для свободного выбора родителями при согласии детей модулей курса. Целесообразность преподавания данного учебного курса волновала не только педагогов, но и родителей. Эта тема стала основным предметом обсуждения на родительских собраниях.

Была проведена большая разъяснительная работа, цель которой обеспечить свободу и осознанный выбор для изучения одного из модулей курса. Выбраны модули – «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Каждый выбранный модуль преследует единую цель: дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры.

Школы города обеспечены учебно-методическими комплектами в соответствии с выбором родителей, и учителя, преподающие данный курс, своевременно прошли курсы повышения квалификации при АПК и ППРО г. Москвы и ДИРО г. Махачкалы. В соответствии с ФГОС оба модуля ОМРК и ОСЭ изучаются в объеме 34 часов. О большом воспитательном потенциале данного курса говорят итоги анкетирования среди родителей. На вопрос «В чем Вы видите положительное значение введения курса?» получены следующие ответы: воспитание культуры межнационального общения, уважения к культурным, религиозным традициям народов России, духовное и культурное развитие детей, повышение нравственности детей, формирование патриотизма и гражданской солидарности, формирование ценности здорового образа жизни, снижение уровня преступности, наркомании, формирование уважительного отношения к старшим

Было отмечено, что данный курс является связующим звеном между начальной школой и основной школой, предваряет изучение такого учебного предмета как история. Родители положительно относятся к введению нового курса, регулярно обсуждают темы, изучаемые на уроках выбранного предмета. Родители уверены, что изучаемый предмет курса нравится ребенку. На уроках используются различные формы и виды организации учебной деятельности, сочетание различных методов обучения: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, метод самостоятельной работы. Систематически проводится работа в парах, группах, учитывая личностные характеристики школьников, степень развития их умений, степень заинтересованности, уровень самостоятельности. Работа в группе позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, способствует включённости в работу всего класса.

Почти на каждом уроке используются презентации, так как иллюстративного материала и информации в учебнике недостаточно, к тому же презентации развивают зрительную память и учебный материал лучше усваивается. Систематически используются толковые словари. Для проверки домашних заданий, закрепления изученного на уроке используются задания тестового характера, викторины. Опыт детей не богат, а выполнение домашних заданий часто требует знаний и творческого подхода и без помощи родителей или других взрослых школьники не могут обойтись. Например, такие задания: «Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье», или «Какие ценности лежат в основе традиции вашей семьи», «Поговорите со старшими и расскажите, какие религиозные праздники принято отмечать в вашей семье», составить викторину или кроссворд по пройденной на уроке теме и другие задания. Родители становятся непосредственными участниками учебного процесса. Никого не оставили равнодушными праздники и открытые уроки, Международный день толерантности, «Священные книги религий мира», участие в фестивале «Религии мира», по словам родителей, очень сблизило не только родителей и детей, но и многочисленных родственников, при подготовке генеалогического древа и составлению книги родословной.

В рамках курса ОРКСЭ в системе осуществляется внеклассная работа, стимулирующая познавательную активность школьников в учебной деятельности. Используются следующие виды внеурочной деятельности: заочные путешествия, просмотр кинофильмов, викторины, экскурсии в мечеть, церковь и чтение притч.

Родители выразили надежду на положительные результаты преподавания культуры религий и истории, считая, что изучение данного курса необходимо для общего развития, расширения кругозора, приобщения ребенка к истории и культуре своего народа.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

2