Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

01.09.2020 19:10 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 31.08.2020 г.

Особенности уроков письменно-речевой деятельности

Автор: М.Ф. Османова
учитель начальных классов, Гимназия Культуры мира, г. Дербент

В школе есть учителя-предметники и учителя-воспитатели. Первые с предметом идут к детям, вторые – с детьми идут к предмету. Учитель, ведущий уроки письменно-речевой деятельности, вместе со своими детьми идет к раскрытию специфики письменной речи. Учитель и ученики вместе ищут и открывают, выбирают и обосновывают, удивляются и восхищаются, утверждают и оценивают.

Обычно учителя гордятся своими сильными учениками, я же, сторонник педагогики сотрудничества, горжусь слабыми учениками, которые стали сильными. В классе дети не чувствуют деления на успевающих и блестящих учеников. Все равны. У каждого свой срок момента истины, когда он вдруг раскрывается и может опередить всех остальных. Хотя не выявление талантов является целью уроков письменно-речевой деятельности, а создание условий, чтобы каждый нашел в себе ранее сокрытую неповторимость и смог проявить ее в своей письменной речи.

Я принимаю каждого ребенка не просто как одного из учеников класса, а как индивидуальность, личность с только ему присущим видением, восприятием окружающего, веду каждого от успеха к успеху. Я никогда не сравниваю, не сопоставляю одного ученика с другим, вижу в каждом ребенке самобытность, уважаю его, знания, и даже – незнание. Я устремлена глубоко понять каждого своего ученика, вникнуть в суть ребенка, стою на той точке зрения, что любой ребенок – носитель огромных потенциальных возможностей, в нем все необходимые ему знания изначально заложены, нужно только помочь ему найти и раскрыть в себе эти знания. Уже проявленные задатки детей находят свой выход в их свободном творчестве, в неповторимой манере письма. Я не навязываю детям своего толкования ими написанного, высказываю пожелания, даю советы, ни в коем случае не вмешиваясь и не ломая внутренние творческие искания каждого ребенка.

Взаимоотношения учитель-ученик строятся на равных. Я вижу в каждом полноценную и богатую чувствами личность, которая тянется к человеческим отношениям и приемлет их с радостью и благодарностью. Так, по ступенькам, я вместе со своими учениками поднимаемся вверх в постижении сути явлений, ведущих к взращиванию в них письменной речи как условия их культурного становления и обогащения внутреннего мира.

Уроки письменно-речевой деятельности ориентируют детей на развитие таких личностных качеств, которые направлены на добро, на нравственные ценности. Немаловажное значение приобретает развитие воображения детей, работа над их умением письменно излагать воображаемые ситуации. Дети начинают видеть образы, в которых раскрывается красота слова, поступка, художественной формы, и отображают их в своем творчестве. У учащихся развивается умение сопереживать персонажам художественных текстов, «читать» их мысли. Постепенно от описания внешнего облика дети переходят к пониманию и раскрытию внутреннего мира героев картины, рассказа, их характеров, взаимоотношений, к словесной передаче настроения.

Дети учатся содержательно и эмоционально насыщать свои письменные послания в связи с днем рождения кого-нибудь из близких, товарищей, друзей. Дети овладевают умениями, необходимыми при выпуске классных газет, журналов, коллективных и авторских сборников.

К концу третьего года у детей появляется уверенность в том, что они уже могут свободно общаться и излагать свои мысли в письменной речи. Дети учатся вести дневниковые записи об интересных событиях, размышлять о происходящем в письменной форме, решать творческие задачи, делать письменные наброски, зарисовки, чувствовать и оценивать красоту читаемых художественных произведений; пишут сочинения, стихи. Так, выпущен сборник творческих работ учащихся «Проба пера».

Письменная речь ведет ребенка к воспитанию самого себя. Он приучается сопоставлять собственные поступки с действиями героев полюбившихся рассказов, сказок, легенд и притч. Привыкает задумываться над собственным поведением при осмыслении тех произведений, которые специально подбираются и предлагаются детям, чтобы они смогли заглянуть в самих себя.

В настоящее время интенсивно меняются средства, с помощью которых осуществляется любая запись. Жизнь переводит общество на компьютерное обслуживание. В современную действительность вошли электронная почта, ведение диалогов и дискуссий через компьютер, получение любой информации через Интернет. В таких условиях письменная речь учащихся обретает большую социальную значимость. Она вырабатывает ответственность по отношению к самому себе, к тому, что и как пишешь.

Пусть со временем наши дети заменят авторучку каким-нибудь современным средством; пусть сидящий у компьютера ребенок значительно ускорит темп записи но, главное, суть письменной речи останется неизменной – она будет являться способом самовоспитания и саморазвития личности школьника.

Письменная речь, развитая в родном языке, сохраняет свою силу и оказывает влияние на иностранный язык, когда школьник овладевает речевыми средствами на нем.

Благодаря активизации средств письменной речи ребенок овладевает такими качествами, что если даже он не станет по своей профессии заниматься деятельностью, связанной с письменной речью, то эти качества помогут ему обрести нечто личностное и важное, что не достигается усвоением отдельных школьных дисциплин.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

2