Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

01.09.2020 19:12 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 31.08.2020 г.

Активизация познавательной деятельности на уроках географии

Автор: С.З. Османова
учитель географии, Султанянгиюртовской СОШ им. Юсупа Акаева», Кизилюртовский район

Главная роль для учителя географии заключается не только в том, чтобы дать знания школьникам по своему предмету, но и привить детям любовь к географии, своей Земле, своей родине.

Активизация познавательной деятельности на уроках географии сегодня актуальна как никогда. Система географического образования и просвещения, сложившаяся в России на протяжении многих лет, в настоящее время находится в состоянии деградации, что проявляется, в частности, в постоянном уменьшении количества часов, выделяемых на преподавание географии в основной и старшей школе. Это способствует снижению у учащихся интереса к географии как к предмету. При этом всем учащимся необходимо овладеть определенными знаниями, умениями и навыками. Как найти, подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Как заинтересовать учащихся географией? Как сделать так, чтобы знания, полученные на уроках географии, пригодились им в жизни? Дать ответ на эти вопросы нелегко.

В целях популяризации географической науки, я в течении несколько лет работаю над основными приемами и методами, пробуждающими у учащихся интерес к изучению географии.

Наиболее эффективным в преподавании своего предмета мне видится использование нетрадиционных методов обучения. Высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются: урок-игра; урок-экскурсия/путешествие; урок-презентация; интегрированный урок; урок-исследование с элементами экспериментирования.

Широко применяю метод проектов, например, такой как «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню. дай попробовать — и я пойму»

Я думаю, со мной согласятся коллеги, которые используют в своей работе метод проектов или по-другому — проектную деятельность. Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное восприятие.

Ядро проекта — исследовательская работа учащихся.

За последние пять лет мною были разработаны более 15 исследовательских проектов. Из них восемь признаны в республике лучшими. Проектами моих учеников пользуются не только учителя географии нашей школы, но и историки, учителя КТНД школ района. Например, проект «Сарыкум — кусочек азиатской пустыни в сердце горного края» Бекова Эдьдара используют при изучении темы «Природные памятники Дагестана», проект Чепаловой Зайнаб «Покоритель орлиных высот» (о покорителе Эльбруса Телекаевом Дадае) и проект «Растительный и животный мир Кизилюртовского района» можно использовать при изучении темы природных зон Дагестана.

Игровые технологии

Древнейшим средством воспитания и обучения детей является ИГРА. Игра способствует активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. Игры делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изучаемого материала, формирует навыки коллективной работы. Я применяю различные игровые формы проведения урока. Это и КВН, «Географическое лото», «Счастливый случай», «Слабое звено», «Топографический серпантин», «Ключ», «Брейн-ринг» и другие.

Особое место на уроках географии занимают деловые и ролевые игры. Интересно прошел открытый урок в 7-м классе, проведенный в форме ролевой игры «Консилиум президентов стран Европы и Азии». Класс разбили на группы, каждая группа готовила материал о «своем» государство по темам: «По странам и континентам» (выступали «президенты» и «премьеры» с сообщениями о природе, населении, экономике, достопримечательностях государства); «Национальная форма»; «Национальное блюдо»; «Песни и танцы выбранной страны»

Урок прошел интересно, учащиеся выступали в национальных костюмах (в японских кимоно, индийском сари и т.д.). Пели песни, читали стихи на французском, японском, английском языках. Показали индийские и японские танцы. попробовали экзотические блюда этих стран. Для учеников такие уроки незабываемы!

Уроки путешествия

Так как наука география сама родилась в результате путешествий, часто использую уроки-путешествия. Почти на каждом уроке ученики совершают небольшие путешествия по стране и всему миру. Например, интересно прошел урок-путешествие по Японии, где дети ознакомились с церемонией Японского чаепития, икебаной, кимоно. Также детям понравилось «Путешествие по Австралии», где ученики ознакомились с удивительной природой и достопримечательностями этого таинственного материка, с культурой коренных жителей аборигенов, дегустировали блюда австралийской кухни.

Часто провожу внеклассные мероприятия, конкурсы, посвященные теме географии. Интересно прошел конкурс авторских песен и стихов на темы: «География нужна! География важна!», «Здравствуй, география», «Самый умный географ», «Лучший знаток карты», «Слабое звено».

Кабинет – "лицо учителя"

Активизация познавательной деятельности и развитие интереса к географии в значительной степени зависит от оснащения кабинета географии оборудованием.

Созданный мною кабинет географии – это творческая мастерская для совместной деятельности учащихся и учителя, где учтена специфика предмета, собраны карты и картографические пособия, дидактический материал, атласы и контурные карты по классам, природные экспонаты и приборы для проведения наблюдений и измерений на местности. Все это используется в сочетании с новейшими достижениями информационных средств технологии обучения, позволяя претворять на уроках принципы здоровьесберегающих технологий.

Мы говорим, что дневник – «лицо ученика», а я считаю кабинет «лицом учителя». По нему можно судить об отношении учителя к своему предмету и воспитанникам.

При кабинете оборудован и оформлен «мини-музей природы», где представлены все природные зоны, начиная от зоны арктических пустынь до зоны влажных экваториальных лесов.

Кабинет оборудован витринами, каждая, из которой представляет определенную природную зону с характерной для нее растительностью и животным миром (более 300 экспонатов). На заднем плане витрины можно увидеть жилища разных народов мира, а также флаги различных государств.

В кабинет свой я вложила все свое творчество, энергию, фантазию и душу. И хотя делалось многое на мои личные сбережения, никогда не жалела об этом. Наградой для меня были радостные лица моих учеников, их возросший интерес к предмету.


За создание такого кабинета меня не перестают благодарить ученики и родители:

«Ученикам нашей школы повезло с Сакинат Загидовной, которая создала такой кабинет, которого нет в других школах района. У кого еще возможность увидеть своими глазами кораллы Красного моря, взять в руки соль Мертвого моря, потрогать кусочек известняка от египетской пирамиды, сфотографироваться с норвежским троллем. Такие уроки запоминаются надолго».

«Без любви к своему предмету невозможно создать такой кабинет. И это любовь передается ученикам, поэтому география является одним из любимых уроков в нашей школе».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

2