Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

24.08.2020 19:35 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12 от 30.06.2020 г.

Стратегии подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку

Автор: З.М. Рамазанова
к.ф.н., доцент кафедры ФО ДИРО

Из опыта работы учителя английского языка МБОУ «Дербентская гимназия № 2» Г.М. Катекаева

Коренное изменение методики подготовки учащихся к итоговой аттестации, как и всей деятельности педагога, возникла с введением ЕГЭ по иностранному языку. Анализ педагогического опыта и извлечение из него того, что может пригодиться в современных условиях и отказ от того, что устарело – методическая работа Г.М. Катекаева. Сформированная определенная система работы помогает достичь положительных результатов у учащихся гимназии.

Катекаев, преподаватель английского языка МБОУ «Дербентская гимназия № 2» г. Дербента, имеет большой опыт по подготовке детей к экзамену. С 2009 года ежегодно его выпускники сдают успешно экзамен по всем разделам: «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика», «Письмо», с 2016 года и по разделу «Говорение». Традиционно более высокие результаты показывают учащиеся в разделах «Письмо» и «Чтение».

Основной целью ЕГЭ является коммуникативная компетенция экзаменуемых, а точнее определение её. Языковые знания и навыки, а также речевая компетенция – это те направления, которым уделяется основное внимание. Разделы «Аудирование», «Чтение», «Письмо» и «Говорение» проверяют социокультурные знания и умения учащихся опосредованно; раздел «Письмо» и устная часть экзамена помогают проверить компенсаторные умения учащихся.

К сожалению, многие педагоги свели подготовку к ЕГЭ к решению "вариантов". Зачастую анализ ошибок и причины их возникновения в последующем остаются без особого внимания. Это означает, что не сам экзамен, а способ правильной подготовки к нему является основной задачей при сдаче ЕГЭ по английскому языку. Подготовку к ЕГЭ Гусейнжан Меджидович начинает с изучения:

1) кодификатора, отражающего все элементы содержания, являющегося объектом контроля, требования к уровню подготовки выпускников;

2) спецификации КИМа, отражающего структуру, примерное время на выполнение каждого задания, уровни сложности, информацию жанрово-стилистической принадлежности текстов, систему оценивания и необходимые изменения;

3) демоверсии с официального сайта ФИПИ и различных проверенных интернет-ресурсов;

4) анализа типичных ошибок участников ЕГЭ за предыдущий год, представленных в виде методических рекомендаций для учителей;

5) правила оценивания выполнения заданий устной части ЕГЭ;

6) подбор методической и практической литературы, необходимой для подготовки выпускников. Рекомендуется приобрести сборник типовых экзаменационных вариантов;

7) подготовки карт достижений каждого учащегося;

8) подготовки бланков ответов.

Гусейнжан Меджидович выделяет следующие составляющие готовности обучающихся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ:

- информационная готовность (знания о правилах поведения на экзамене, правилах заполнения бланков);

- знание структуры КИМов;

- качество подготовки по английскому языку;

- психологическая готовность.

Основными задачами своей деятельности Катекаев считает:

- организация индивидуально-групповой работы с учащимися по подготовке к государственной итоговой аттестации по индивидуальным образовательным маршрутам как в урочное, так и во внеурочное время;

- осуществление мониторинга деятельности по обеспечению качества результатов ЕГЭ на основе внутреннего и внешнего контроля.

Особое внимание Г.М. Катекаев уделяет развитию навыков говорения. Когда этого раздела не было в экзамене, многие педагоги отодвинули развитие этого навыка на второй план. Успешность результата экзамена зависит от словарного запаса, который расширяется за счет говорения. За счет этого навыка учащиеся учатся формулировать свои мысли, слушать чужую речь и следить за ошибками. Все вышеперечисленное – это основа, как успешной сдачи ЕГЭ, так и реального овладения иностранным языком.

Мониторинг результатов учащихся гимназии показал довольно успешное выполнение устной части в 2019 г., несколько лучше, чем в предыдущие годы. Выполнение базовых заданий раздела «Говорение» улучшилось, хотя ряд типичных ошибок, допущенных выпускниками предыдущих лет, повторился. Гусейнжан Меджидович отмечает, что техника чтения улучшилась, уменьшилось количество ответов, в которых нужный фрагмен текста остался непрочитанным, стало меньше пауз.

При подготовке к ЕГЭ Гусейнжан Меджидович выводит все фонетические навыки, которыми выпускники овладевали (часто имитационно), начиная с начальной школы, на сознательный уровень, восполняет фонетические знания, необходимые для осознанного чтения текста вслух, обеспечивает тренировку чтения вслух. При построении вопросов учитель объясняет необходимость задавать прямые, а не косвенные вопросы; повторяет, как строятся разные типы вопросов, обращает внимание на интонационную структуру вопросительных предложений. Описывать необходимо одну фотографию, а не все, освещая все пункты плана, при этом давая несколько предложений по каждому пункту, а также избегать повторения лексических единиц и схожих идей в разных пунктах плана. Для успешного выполнения задания № 4 внимание выпускников концентрируется на том, что необходимо подробно провести сравнение двух фотографий, включая детали, а не просто описать их; вступление и заключение несет обязательный характер при построении монологического высказывания.

План, включающий в себя весь комплекс мер по всем разделам экзамена, разрабатывается в начале каждого учебного года и направлен на качественную подготовку учащихся гимназии к сдаче ЕГЭ. Являясь руководителем школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла, Гусейнжан Меджидович считает себя ответственным за стратегию подготовки учащихся гимназии. Его предэкзаменационная система работы считается одной из лучших в городе.

Гусейнжан Меджидович является неизменным членом Ассоциации учителей английского языка Республики Дагестан, к нему обращаются за советом, с просьбой дать консультации, провести обучающий семинар учителям города, республики.

Опираясь на вышеприведенные рекомендации при работе с разделом «Говорение», актуализации и анализе информации о результатах за предыдущий год, каждая школа и каждый учитель может правильно спланировать и организовать свою работу по подготовке учащихся с разным уровнем владения иностранным языком к сдаче ЕГЭ.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

219