Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

24.08.2020 19:34 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12 от 30.06.2020 г.

Методика проведения вводной беседы по теме "Жидкости"

Автор: Д. Аскерова
преподаватель физики, председатель цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин ХАЭК

Преподаватель должен не только выявлять и удовлетворять интересы студентов по изучению курса физики, но и формировать их в соответствии с потребностями современного производства и перспективами его развития. Занятия должны иметь практическую направленность. Все теоретические положения надо иллюстрировать практическими примерами, необходимо обращать внимание студентов на прикладной характер изучаемого материала, показывать, где и когда в процессе дальнейшего обучения и в будущей практической деятельности они встретятся с этими положениями.

Есть такое выражение: «Математика понятна, когда она интересна», то же самое можно отнести и к физике. Многие темы становятся привлекательными и интересными для студентов, если во вводной беседе связать тему с жизнью, с местным производством.

Достаточно привести несколько интересных фактов или сообщений по данной теме, и успех обеспечен. Приведу пример использования такого приёма. При изучении вопроса «удельная теплоёмкость» по теме «Свойства жидкостей» нужно обратить внимание студентов на удельную теплоемкость воды, на применении воды в качестве носителя тепла. Важно подчеркнуть необходимость использования подземных термальных вод в сельском хозяйстве в условиях Дагестана для обогрева теплиц, животноводческих помещений. Например, в равнинной части Дагестана термальные воды используются для подпитки тепловой сети и сети горячего водоснабжения. Планируется использование вод Апшеронского горизонта, обладающих t° = 470° С для выработки электроэнергии до 400 КВт/час.

Можно сообщить студентам такой интересный факт: внутреннее давление жидкости в листьях и стеблях растений достигает большой величины; оно сравнимо с давлением в паровых котлах теплоэлектростанций. Благодаря этому слабые нежные стебли могут «пробить» толстый слой грунта, асфальт.

Студентам отделения «Механизация сельского хозяйства» при изучении этой темы необходимо указать значение смазки машин и механизмов: благодаря смазке детали не смачиваются водой и не ржавеют (явление смачивания и несмачивания). Капиллярные явления можно изучить на примере испарения влаги из почвы объяснить, почему необходимо вовремя проводить обработку почвы для сохранения влаги. Также можно ознакомить со значением снегозадержания.

Испокон веков энергия воды использовалась в различных целях. Многие знают о водяных мельницах, о сплаве леса по рекам. Необходимо рассказать студентам, как широко в Дагестане для получения электроэнергии используется энергия воды. Привести конкретные цифры по выработке электроэнергии в Дагестане. Работающие на территории Дагестана электростанции вырабатывают 1370 мВт электроэнергии:

Ахтынская ГЭС – 1,2 мВт., Гоцатлинская ГЭС – 60 мВт., Ирганайская ГЭС – 800 мВт., Гергебильская ГЭС – 3,2 мВт., Гунибская ГЭС – 15 мВт., Чиркейская ГЭС – это одна из самых уникальных станций в мире. Все, кто побывал на этой станции, удивляются совершенству инженерно-технической мысли, тому в каких сложных условиях она была построена. В Дагестане очень большой энергетический потенциал, поэтому в этом году планируется ввести в эксплуатацию 8 малых ГЭС.

Так как речь зашла о превращении энергии воды в электрическую, можно обратить внимание студентов на станции, в которых для получения электричества используют покачивание волн. Специальные огромные поплавки качаются на волнах вверх и вниз. Вода, проходя сквозь поплавки, вращает вал, который, в свою очередь, вращает турбину, так вырабатывает электричество. Есть и приливные электростанции, в которых поднимающаяся и спадающая воды вращают лопасти турбин. При изучении физики важно преподнести учащимся материал так, чтобы они видели практическую необходимость этих знаний. Важно нацелить учащихся на то, что, с одной стороны, им предстоит применить эти знания на практике, с другой – вызвать у них интерес творчества, показать, что перед ними еще много нерешенных вопросов, что теория есть залог хорошей практики, а практика позволяет расширить теорию, ввести новые конкретные вопросы.

От теории к практике, от практики к теории – вот истинный путь познания природы.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

0