Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

28.05.2020 20:35 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 10 от 27.05.2020 г.

Счастье – в детских «жриамули»

Автор: К. Алибекова

Зейнаб Исламовна Касумова – настоящий дирижер. За 12 лет работы классным руководителем она научилась настраивать струны детских душ и создавать из школьного коллектива оркестр. Победитель муниципального этапа конкурса «Самый классный классный – 2010», лауреат конкурса «Учитель года столицы — 2018», тренер-вожатый профильных смен РДШ, прекрасный филолог, ведущая, и просто открытый и добрый человек — все это о ней, о классном руководителе 10 «А» класса СОШ №12 г. Махачкалы. Зейнаб Касумова уверена, что любовь к школе и педагогике начинается с детских «жриамули»…

– Зейнаб Исламовна, что привело вас в школу?

– Учитель – уникальная профессия, вне времени, вне моды. К сожалению, сложившийся стереотип учителя усложняет его работу. Не все желают посвящать себя этому. Но я счастливый человек. Мои школьные годы пришлись на то время, когда профессия учителя означала что-то высокое, важное, и в то же время, близкое и родное. Радченко Евдокия Дмитриевна, учитель русского языка и литературы, стала тем жизненным ориентиром, определившим мой жизненный путь. Это человек, обладавший удивительным педагогическим даром, ведь нет ничего приятнее, чем улыбка ребёнка, которого ты чему-то научил.

– Расскажите о вашем классе.

– Мой 10 «А» — мои цветы жизни, абсолютно разные, не похожие друг на друга. Ребята активно занимаются общественной деятельностью. Являются волонтерами Ассоциации волонтерских отрядов «Новое поколение». Реализуют себя в разных направлениях: социальное волонтерство, волонтеры-медики, волонтеры-экологи. Они активисты РДШ и победители и призеры всероссийских и республиканских конкурсов. Участники всероссийских слётов и форумов. Многие из них входят в состав Координационного совета РДШ школы, а некоторые уже реализовывают всероссийские проекты. Держать такую планку непросто, но наш завуч по воспитательной работе Магомедова Сабина Адиловна всячески поддерживает всех и каждого в развитии своих способностей и талантов.

– Что для Вас, как классного руководителя, самое главное?

– Так как ребята стоят на пороге окончания школы, хотелось бы, чтобы, окончив школу, они могли отличить белое от черного, золото от мишуры, добро от зла, да и просто настоящее человеческое счастье от беспечного прожигания жизни. А если у них это получится, значит, я с уверенностью могу себя называть классным руководителем.

– В своем послании к Федеральному Собранию Президент РФ отметил важность воспитательной работы классных руководителей.

– Конечно, хочется надеяться на внимание к педагогам со стороны государства. Очень приятно, что В.В. Путин подчеркнул особую роль классных руководителей, которые «ближе всего к ученикам». Надеюсь, что всё задуманное им обязательно воплотится в действительность.

А что касается обеспечения высокоскоростным интернетом и доступа к передовым образовательным программам с внедрением индивидуального обучения, надеюсь, это принесёт только положительный результат, который будет направлен на раскрытие способности каждого ребёнка. Некоторые учителя боятся засилья технологий в образовании, считая, что это приведет к потере духовности. Возможно, доля правды в этом присутствует. Но мы, классные руководители, педагоги, просто должны понимать, что в наших руках и в руках самих учеников сохранить тот нравственный уклад через другие средства: интерактивные доски, электронные дневники, гаджеты. Главное — осмыслить их применение.

– Поделитесь, как проходят ваши классные часы?

– Работа классного руководителя всегда требует творчества. Беседы, диспуты, викторины – привычные для педагогов формы проведения классных часов. Но нужно также идти в ногу со временем. Участвуя в форумах, побывав в роли тренера в летнем оздоровительном лагере «Надежда», я для себя открыла новую форму совместной деятельности — тренинги, в ходе которых раскрывались новые качества детей, выявлялись проблемы, что облегчило мою работу как классного руководителя. Дети преодолевают зажатость, стеснительность. Я вижу, что им нравится такая форма коммуникации. Но какую бы форму работы во время проведения классного часа я не выбирала, мне нравится, что именно во время классного часа я могу видеть детей в естественной, не наигранной атмосфере общения.

– Есть ли у вас свой особый подход в воспитании?

– Часто озвучиваю фразу: «Дети — это цветы жизни, а все цветы разные». Каждый индивидуален, неординарен и требует к себе особого личностно-ориентированного подхода. Но всё это теряет смысл, если педагог не любит «жриамули». Шалва Амонашвили как-то сказал: «Хороший учитель тот, кто любит детский «жриамули». Жриамули — это грузинское слово, которое обозначает весёлый шум: например, щебет птиц или детский гомон. Он отличается от обычного шума, тем, что наполнен радостью и жизнью. И тот, кто к нему пристрастился, обретает своё профессиональное счастье и не прилагает особых усилий в поисках подходов в воспитании.

– Как Вы считаете, учитель должен быть «на короткой ноге» с учениками или должно быть строгое деление «ученик-учитель»?

– Учитель может быть хорошим другом для своих учеников, помочь с определением выбора профессии, поговорить о смысле жизни, об обстановке дома или в классе. Думаю, можно быть «на одной волне», проявляя интерес к интересам ребёнка, но не «на короткой ноге». Не стоит забывать, что в самом сочетании – «учитель-ученик» — уже присутствует иерархия, и любые попытки уравнивания лишают его права быть учителем, где учитель — это больше наставник, вдохновитель.

– Как строится работа классного руководителя сейчас, в период дистанционного форматя?

– Дистанционное обучение — ситуация для ребят и для учителей новая, непривычная. Этот метод, впрочем, как и традиционный, требует индивидуального подхода к ребёнку. Классным руководителем ведется контроль по организации и соблюдения режима дня. Ведется тесная работа с родителями, у которых возникает много вопросов по дистанционному обучению. Проводятся тематические классные часы. Да, необычная форма ведения уроков. Но радует то, что для талантливого классного руководителя — это дополнительная возможность проявить креативность.

– Какой фильм порекомендуете к просмотру коллегам во время самоизоляции?

– «Доживем до понедельника». Это фильм о педагогах, я его очень люблю и пересматриваю несколько раз в течение года.

– Спасибо за приятную беседу!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

43