Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

28.04.2020 16:32 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 8 от 28.04.2020 г.

Спокойствие, только спокойствие...

Автор: А. Азизова

Это самые длинные весенние каникулы на нашей памяти... Каникулы в условиях повышенной готовности. Пандемия перевернула планы миллиардов людей, организаций. И пока почти весь мир стоит на паузе, постепенно приходит в чувства система образования.

7 апреля 417 тысяч дагестанских школьников вернулись к учёбе. Пока дистанционно.

Для подавляющего большинства дистанционное обучение стало страшнее самоизоляции. После пробного урока многие схватились за головы. Шквал постов и негодующих комментариев в социальных сетях от родительской общественности, педагогов, душещипательные видеоролики, в которых заплаканные школьники просили вернуть их снова в классы, показали одно: страна не готова к переменам. Файлы с домашними заданиями не прикрепляются к электронному журналу, вовремя не началась трансляция, почему так плохо видно, постоянно виснущий интернет – весь первый день классные руководители провели в роли консультантов и службы поддержки. К слову, многим из них самим нужна была помощь. Кому-то даже психолога. Работа до поздней ночи, лавина поступающей информации в виде смс, скриншотов домашних заданий, фотографий рабочих тетрадей на WhatsApp и электронную почту многих вгоняла в панику, желание работать тут же пропадало. Многочисленные семинары по онлайн-обучению, мастер-классы, методические рекомендации – мало кому помогали. Ведь одно дело – готовиться к трудностям, совсем другое – столкнуться с ними лицом к лицу. Где-то через неделю страсти поутихли и многие поняли, что в реалиях настоящего времени выбирать не приходится. "Дистанционку" приняли.

Ученица 8 класса школы № 31 г. Махачкалы Раиса Тагирова быстро втянулась в новую форму обучения. Да, в новинку, да, местами некомфортно и в чем-то надо перестраиваться, но всё не настолько страшно. Скорее, дело привычки: "Тот, кто хочет учиться, ищет возможность, тот, кто не хочет – причину. Когда в учении было легко? "Дистанционка" – не повод рвать и метать. Напротив, силы нужно беречь и направлять их в правильное русло. С введением новой программы обучения каждый мой день начинается примерно в 11 часов. Мысль о том, что можно высыпаться, и не думать о том, что я опоздаю в школу, меня потрясла! Спустя неделю такой режим стал для меня чем-то обычным. Учебная деятельность уже начинается не с записи «классной работы», а с проверки всех социальных сетей на наличие высланного учителями задания. Большинство заданий дают нам на длинный период времени, так что, получив задачу, я не сразу иду выполнять её, а просматриваю расписание на следующий день, чтобы закончить работы по ближайшим урокам. При таком раскладе у меня уходит гораздо меньше времени на выполнение всех необходимых заданий, да и сам процесс выполнения теперь практически полностью самостоятелен, а самостоятельность – одно из главных качеств, с которыми человек должен вступить во взрослую жизнь".

Закончив обязательные занятия с учебниками, Раиса занимается на различных образовательных сайтах, таких как Якласс, Российская электронная школа, Учи.ру, Skyeng, Яндекс.Уроки. С начала введения дистанционного обучения на этих сайтах сервисы не выдерживали такого наплыва желающих грызть гранит науки, и вряд ли кто смог нормально на них позаниматься. Спустя короткое время работа всех образовательных платформ наладилась и, как признается школьница, сейчас она спокойно решает тесты, зная, что через минуту её результаты будут «на месте», и сайт не отключится.

Самыми уязвимыми оказались родители. Многим из них практически снова пришлось "сесть за парты". Несладко приходится многодетным семьям: каждому ребенку нужно уделить время, помочь с заданиями, проследить за их выполнением, усложняет задачу нехватка гаджетов на всех и бесконечные домашние хлопоты.

У родителей складывается впечатление, что обучение проходят они, а не ребенок, так как всё их время направлено на "посиделки" с чадами у компьютера.

Мама Дженнет Муслимовой, ученицы 3 "2" класса лицея № 8 г. Махачкалы, Айшат Муслимова, также как и большинство родителей, мечтает о том, когда все вернётся на круги своя, и ее дочь снова пойдёт в любимую школу: "В связи с тем, что это все-таки ученики начальной школы, то при таком удаленном формате обучения, помимо дистанционной вербальной помощи учителя, которая всегда готова помочь, очень важна и нужна ребенку и наша помощь, родителей, хотя бы на начальном этапе. Ребенку надо помочь правильно распределить нагрузку, чтобы обучение не было в тягость, научить не откладывать выполнение домашнего задания. Я считаю, что несмотря на хорошую организацию дистанционного обучения у нас в классе, которое со временем вырабатывает у детей такие хорошие качества как самоорганизованность и самодисциплину, живого общения с учителем и практических школьных знаний заменить оно не может. Но в данный временный период рекомендованной самоизоляции самое важное для родителей – это то, что дистанционное обучение максимально гарантирует ограждение детей от напасти 21 века".

Вместе с тем родитель благодарна классной руководительнице Земфире Гаджиевой, которая выстроила правильную учебную программу для младшеклассников и учла самые главные нюансы в цепочке взаимодействия учитель–ученик–родитель. К слову, Земфира Серажутдиновна – знаток компьютерных технологий, что в разы упрощает процесс обучения, и учёба для ее воспитанников не в тягость. Перед тем как уйти на каникулы, классный руководитель почувствовала, что грядут большие перемены, и сумела подстраховать себя и своих малышей: всю последнюю учебную неделю вместе с детьми она тренировалась выполнять проверочные задания по предметам в игровой форме на образовательном ресурсе ЯКласс. Так, у детей закрепились навыки для самостоятельной работы с образовательными платформами, и ДО не стало для них чем-то из ряда вон выходящим.

Учитель русского языка и литературы СОШ № 14 г. Махачкалы Ольга Якуб ситуацию до и после каникул сравнивает с контрастным душем: после продолжительного отдыха всех словно окатили холодной водой, пришлось трудиться с утроенной силой. Час ночи, а телефон педагога разрывается от входящих смс. Это ученики присылают в группу WhatsApp выполненные задания. Учитель не спит, ей срочно нужно всё проверить. Потом программа посчитает баллы и выставит оценки. Во всей этой суматохе Ольга Александровна сохраняет ясность ума и призывает каждого не забывать, что мера – вынужденная.

Единственным утешением для учителя русского языка и литературы Гапцахской СОШ Магарамкентского района Наиды Магомедрасуловой является, что вся эта ситуация пришлась на конец учебного года. "Вчера сидела и пыталась научиться вести виртуальный урок... Я думаю, к ДО надо переходить поэтапно. Сначала надо подготовить учителей. Более 50 % не владеют компьютерными технологиями. Затем родителей, только после этого можно внедрить. Если к этому не отнестись серьезно, то мы, сельские учителя, потеряем учеников, они запишутся в дистанционные классы учителей из других городов или регионов", – обеспокоена педагог.

Копилка трудностей пополняется отсутствием в селе постоянного доступа к Интернету, достаточной скорости, и потому в режиме телеконференции с детьми не получается пообщаться. Обучение по WhatsApp, по словам Наиды Наврузбековны, это несерьезно.

"Мы ушли на каникулы, не обговорив с детьми все нюансы ДО, хотя они занимались на платформе Учи.ру. Во время самоизоляции вся тяжесть внедрения их в ДО легла на плечи родителей, которые тоже нуждались в помощи. У меня только один класс. В нем 18 учащихся. Я разделила их на три группы и подкорректировала план под них. Шесть человек задают шесть разных вопросов, надо ответить каждому. Это отнимает у учителя много времени. А что делать тем, у кого 3-4 класса?"

Больше всего повезло учащимся махачкалинского лицея № 9, который подключился к учебной базе онлайн-школы "Дом Знаний". До обеда смотрят видеоуроки и вебинары, подготовленные преподавателями онлайн-школы, а после обеда уже учителя лицея подключаются к учебному процессу: отправляют свои вебинары, отдельно работают с детьми, у которых возникли трудности по той или иной теме урока. "В целом – сложно. Дистанционное обучение – большая нагрузка для всех участников образовательного процесса. Нагрузка на глаза, на технику, которая часто зависает, Интернет, который часто подводит. Обычный урок ничто не заменит! Дети и учителя соскучились по живому общению", – признается учитель истории и обществознания Елизавета Агафонова.

...Любое изменение в образовательной сфере – процесс сложный, требующий внимательности и терпения. В настоящее время важно не остановить образование ребенка, качественно обучать его и продолжать воспитывать в нем силу воли, выдержку, стремление к знаниям.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

7