Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

14.04.2020 15:44 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 7 от 14.04.2020 г.

Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов

Автор: Е.В. Трещева
учитель начальных классов, МКОУ СОШ № 2, г. Хасавюрт

В современной школе остро стоит проблема низкой мотивации к учению у подавляющего большинства учащихся. Учителя изыскивают формы, методы и приёмы повышения мотивации школьников к обучению, как на уроках, так и на занятиях внеурочной деятельности. В этом должны быть заинтересованы и родители учащихся.

Я работаю учителем начальных классов 27 лет. В этом учебном году у меня 6-й выпуск. С каждым годом дети и их родители всё больше меняются. Меняется их отношение к школе, к окружающим, часто не в лучшую сторону. Нередко в беседе с родителями будущих первоклассников можно услышать: «А мой не хочет идти в школу» или «А моя не хочет учиться». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Одним из критериев, обеспечивающих качество обучения, является учебная мотивация учащихся, которая закладывается с раннего детства и стимулирует к самосовершенствованию в течение всей жизни.

Важное место занимает отношение родителей к учебе своих детей. Ребенок, как известно, подражает родителям. Если он слышит от родителей фразу “вот пойдешь в школу, тогда намучаешься”, то вряд ли он заинтересуется тем, о чем родители так презрительно отзываются.

Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться. Многие из нас при воспитании детей выбирают разные способы усиления мотивации к познанию. У каждого из этих способов разные результаты, в каждом из них есть положительные и отрицательные стороны.

Педагог хочет, чтобы его ученики с интересом и желанием ходили в школу, учились хорошо и отлично. Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности к ним. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.

Положительный настрой для выполнения заданий на своих уроках я создаю путём неформальной обстановки на занятии: делю детей на группы, превращаю обычный стандартный урок в увлекательную игру, не забывая, конечно, об обучающей цели занятия.

Младшие школьники очень любят играть, мечтать, разгадывать ребусы и загадки, раскрывать тайное и неизведанное. Однообразная и длительная работа быстро их утомляет, пропадает желание обучаться. Устойчивый интерес к обучению у младших школьников я формирую путем проведения различных форм уроков: урок-игра, урок-путешествие, урок-сказка, урок-викторина, защита творческих проектов и др.

Применение на различных этапах урока разнообразных форм, методов и приёмов повышения мотивации, их чередование укрепляет желание детей учиться, открывать новые для себя знания.

Все перечисленное имеет место в школе. А какова же ситуация дома? Родители не должны оставаться в стороне. Им нужно хорошо понимать, какой вклад вносит семья в процесс влияния на школьника, каковы требования учебного заведения к уровню образованности, воспитанности ребенка. Это важно для того, чтобы не возникли ситуации, когда в школе требуют одно, а в семье – другое. Если у родителей появляются сомнения в правильности требований учителя и в методике обучения, следует поговорить об этом с педагогом, а не пытаться дома переучить ребенка.

Хотелось бы сказать, что кнопки, с помощью которой можно было бы включить желание учиться, не существует. Однако родители через конкретное воспитание могут помочь ему повысить веру в собственные способности и пробудить в нем познавательные интересы. Главное – никогда не терять надежды, и у вас всё получится!

Как родителям повышать учебную мотивацию школьников?

1. Обсуждайте с вашим ребенком важность школы и образования.

2. Спрашивайте ребенка, как прошел его день в школе.

3. Узнайте: задали ли ему домашнее задание.

4. Поинтересуйтесь, все ли получается у ребенка, и в чем ему нужна помощь.

5. Поощряйте позитивные действия. Поддерживайте его.

6. Будьте в постоянном контакте с учителями, которые следят за успеваемостью и поведением ребенка в школе. Поговорите с его учителем о различных альтернативах или источниках, которые могут помочь ребенку, если у него есть проблемы в учебе.

7. Чётко и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе учёбы.

8. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. (Зачем это надо знать, как это можно применить в жизни?)

9. Разработайте приемы поощрения (например, похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.

10. Любите ребенка, доверяйте ему.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

0