Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

14.04.2020 15:51 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 7 от 14.04.2020 г.

А. Байрамбекова: «Главной фигурой образовательного процесса всегда будет учитель»

Интервью с директором Республиканского центра образования, председателем

Ассоциации педагогов Дагестана Анжелой Байрамбековной Байрамбековой

– Анжела Байрамбековна, Вы уже несколько лет возглавляете Республиканский центр образования. В чем его функция? Это своего рода методический центр для педагогов республики?

– Как у самой большой современной школы на Северном Кавказе у нас есть все необходимые условия как для обучения учащихся, так и для профессионального развития педагогов. Еженедельно на базе Центра проводятся открытые уроки, мастер-классы, классные часы для слушателей курсов повышения Дагестанского института развития образования. Гостями Центра бывают и директора школ, и учителя, и заместители директоров, и вожатые…

Хочется также отметить, что школьная методическая площадка ориентирована не только на совершенствование имеющихся и каждодневно реализуемых в практической деятельности педагогических работников, но и на развитие и совершенствование кадрового потенциала Центра.

– Трудно быть руководителем такого учреждения? Как Вы подбираете своих сотрудников? Какими качествами они должны обладать?

– В наше время, педагог – это профессионал своего дела, который умеет переработать массу информации, найти все самое интересное, необходимое, и это преподнести в необычной форме своим ученикам. Современный учитель должен шагать в ногу со временем, научить ребенка «учиться», работать самостоятельно. Работа учителя должна быть направлена на развитие у ребенка нестандартного, творческого мышления.

Что касается нашего Центра, считаю, что наши педагоги должны обладать качествами, о которых легко рассказать, но очень трудно найти. При первой встрече с учителем мне очень важно, как он выглядит. У нас почему-то это недооценивается. Для меня очень важно, чтобы он был завораживающе хорош собою в любом возрасте. Дети должны видеть, что учитель не с постели встал и прибежал в класс, а готовился к встрече с ними: подобрал правильную одежду, надел красивые туфли, привел себя в порядок. Облик педагога – это такая же важная составляющая, как и глубокие академические знания, которыми он тоже обязан обладать.

Для меня также важно, какое образование получил человек, какой вуз он окончил. Имеет значение предыдущий опыт работы, а если я беседую с молодым специалистом, то интересуюсь, что его привело в школу. Дальше под свою опеку молодого педагога берет институт наставничества, которому мы уделяем большое внимание. Так сформировался наш коллектив. Сегодня он именно такой, каким я хотела его видеть изначально. Я очень люблю и ценю своих педагогов. Для меня они самые близкие друзья. С гордостью могу сказать, что РЦО и дружная команда единомышленников – это моя жизнь, мое детище. Правда, все это потребовало много сил, времени и здоровья, но этим я живу, и пока еще могу с удовольствием отдать себя любимому делу.

Меня никакие должностные перспективы никогда не интересовали более того, что я имею. Исходя из этого, полагаю, что я хороший директор хорошей школы. Это мой труд, мой успех, мой воздух.

– Какие инновационные методики преподавания используются в РЦО?

– Все-таки мы живем в XXI веке, и сегодня высокие технологии шагнули так далеко, что дошагали до школы. Сегодня мы можем предоставить учителю самые широкие возможности для современного обучения. Лет 8–9 назад в школе, где я раньше работала, появились первые интерактивные доски. Я присутствовала на уроке геометрии и впервые увидела это чудо, так скажем, мультипликации. Ребенок ведет пальчиком, и у него все рисуется. Сейчас в руках у учителя огромная сила для того, чтобы ребенок увидел, понял, представил себе, сконструировал сам. Считаю, что величайший прорыв в образовании – это использование интерактивной техники. Когда вижу, как на доске строится график, а рядом в пробирках что-то булькает, то понимаю, как это друг от друга зависит.

Сейчас мы приобретаем 3D-проекторы с программой для урока биологии. Человек надевает очки и видит, например, как клетка делится. Если к учителю, обладающему знаниями, харизмой, любовью, добавить современные технологии, то это делает процесс обучения интересным и зажигающим. Это очень важно, потому что ребенок будет хорошо учиться, у него все будет получаться именно тогда, когда ему будет интересно. Современное высокотехнологичное оборудование дает возможность получать удовольствие от того, что происходит в классе. Приход в школу дистанционного обучения делает возможным из самого глухого уголка увидеть уроки лучших учителей. Однако современные средства оборудования без хорошего учителя – всего лишь вспомогательная техника. Главной фигурой образовательного процесса всегда будет учитель с его глубокими знаниями не только предмета, который он преподает, но и психологии, физиологии, методики.

– На базе РЦО проводится много мероприятий различной направленности, таких как «Науки юношей питают», «Пусть доброе слово душу разбудит…» и другие. Расскажите, пожалуйста, подробнее о них.

– Важным направлением деятельности Центра является работа с одаренными детьми, реализация их способностей, и поэтому у нас сложилась система работы по созданию условий для проявления и развития индивидуальных дарований детей, которые мы направляем в нужное русло. Именно для этого часто проводим различные научные и творческие конкурсы, такие как Фестиваль «Науки юношей питают», международный конкурс «Пусть доброе слово душу разбудит…», фотоконкурс «Мой добрый Дагестан» и многие другие.

Каждый год в РЦО проводится Республиканский фестиваль "Науки юношей питают». Фестиваль – один из самых масштабных и зрелищных праздников науки Дагестана. В нем принимают участие более 1000 детей – от воспитанников детских садов до выпускников старшей школы, а также педагоги всех районов и городов республики. На торжественной церемонии подводятся итоги конкурса исследовательских работ и проектов учеников и педагогов образовательных организаций республики. "Науки юношей питают" – прекрасный шанс заявить о себе и получить новые знания. Это праздник – яркий и незабываемый. Конкурсный проект очень молодой, ему всего 3 года, но он уже крепко стоит на ногах и количество его участников растёт с каждым годом. Уверена, что участники не остановятся на тех открытиях, которые были сделаны в рамках конкурса, а пойдут дальше и достигнут новых высот.

Международный творческий конкурс "Пусть слово доброе душу разбудит…" – ещё один масштабный проект, который проходит в рамках литературного проекта "Наполни сердце добротой...". В конкурсе участвуют авторы в возрасте от 7 до 25 лет по номинациям: проза, поэзия, драматическое произведение, аннотация на книгу, фотосюжет, иллюстрация на прочитанное произведение. По итогам конкурса издаётся сборник произведений победителей и призеров. В 2020 году в конкурсе приняли участие около 1500 человек из всех муниципалитетов Дагестана и стран ближнего зарубежья. Ежегодно церемония награждения победителей конкурса сопровождается театральными постановками и хореографическими номерами учащихся нашего Центра. Фотоконкурс «Мой добрый Дагестан" – это ещё один интересный и важный проект. Через искусство фотографии мы привлекаем внимание к теме волонтерства, социально-значимой деятельности, а также развиваем творческий потенциал обучающихся.

– В Центре проводится большая работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Есть прекрасный музей, недавно был открыт кадетский класс.

– В 2018 году на базе нашей школы был открыт Региональный центр военно-патриотического воспитания. Проводится много мероприятий патриотической направленности: акции, конкурсы, викторины с участием большого количества учащихся. В течение учебного года проводились уроки мужества и классные часы, беседы, посвященные памятным датам и дням воинской славы России, конкурсы чтецов «День белых журавлей», рисунков «Я рисую свои права», к 75-летию Победы, поделок, плакатов. Все это развивает интерес и уважение к истории и культуре своего и других народов. Огромное значение для развития патриотизма и гражданской позиции учащихся имеют такие мероприятия, как военно-патриотическая игра «Годен к строевой», принятие в ряды Юнармии, РДШ, участие во всероссийских акциях «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Дерево Победы».

Большое внимание Центр уделяет организации работы по патриотическому воспитанию с родителями школьников. Семья – важный субъект воспитания, поэтому мы делаем акцент на привлечении родителей к обсуждению и решению вопросов патриотического воспитания. Это происходит через родительские собрания, классные часы и беседы, озеленение и облагораживание территории школы, совместные экскурсии, участие в спортивной игре «Папа, мама и я – спортивная семья», собрания «Совет отцов».

В 2019–2020 учебном году в Центре был открыт кадетский 10-й класс следственного комитета РД как элемент системы военно-патриотического воспитания. У кадетов особая форма, которая дисциплинирует учащихся, повышает чувство личной ответственности за свои поступки. Самым первым значимым мероприятием для кадетских классов было принятие Клятвы. На торжественной церемонии присутствовали родители, педагоги, почетные гости. Они поздравили ребят с этим знаменательным событием в их жизни. В этот день кадеты вместе с гостями заложили Аллею Памяти, приурочив ее к 75-летию Победы.

– Помимо руководства такого большого центра Вы еще являетесь председателем Ассоциации педагогов Дагестана. Анжела Байрамбековна, расскажите о Вашей работе в этой роли.

– Республиканский центр образования является базовой площадкой Региональной общественной организации «Ассоциация педагогов Республики Дагестан». Ассоциация является партнером Министерства образования и науки Дагестана по реализации стратегии и тактики образовательной политики. Возглавляя Ассоциацию педагогов РД, объединившую педагогическое сообщество республики по 18 предметным направлениям, в первую очередь, я стараюсь обеспечить максимальную поддержку учителям в его профессиональном росте. Именно для этого провожу различные семинары с участием работников Министерства образования и науки РД, представителей общественных структур, слеты педагогических работников, семинары-совещания и образовательные форумы с участием учителей-предметников всех муниципальных образований республики, во время которых обсуждаются актуальные вопросы образования и приоритетные образовательные проекты. Всё это позволяет педагогам получить теоретические и методические знания, обменяться опытом, определить актуальные проблемы и находить пути их решения. Уверена, что такая работа открывает широкие возможности для педагогов и школьников, помогает реализовать интересные инновационные проекты, которые будут способствовать достижению самой главной цели – повышению качества образования в Республике Дагестан.

– Деятельность Центра и Ассоциации охватывает не только Дагестан. Известно, что у Вас налажено плодотворное сотрудничество и на всероссийском уровне.

– Конечно, в достижении качественных результатов важным элементом является сотрудничество. В своей деятельности Ассоциация тесно взаимодействует с ведущими образовательными организациями Москвы, Казани, Калининграда, Астрахани, Ульяновска, Ярославля, Архангельска, Волгограда и Красноярска.

Особенно тесно сотрудничаем с Казанским федеральным университетом: совместно реализовали проект «Тотальный диктант по английскому языку», который объединил более 8000 участников со всех регионов России, включая более 1500 учащихся Дагестана. Реализовывая идею создания единого образовательного пространства, мы провели проект «Наполним сердце добротой». Это праздник творчества, объединивший в себе и международный литературный конкурс «Пусть слово доброе душу разбудит…», и фотоконкурс «Добрый Дагестан», и республиканский конкурс «Доброволец года». Мероприятие прошло при поддержке Министерства образования и науки РД, Ассоциации педагогов Республики Дагестан и Благотворительного фонда «Подарим детям завтра». Данный проект объединил детей из шести стран ближнего зарубежья и 38 субъектов Российской Федерации. Победителями и призёрами по итогам конкурса в различных номинациях стали 298 ребят со всех уголков России.

Мы проводим всероссийские открытые уроки, вебинары с Москвой, Санкт-Петербургом, Казанью, циклы дистанционных уроков для подготовки выпускников к ЕГЭ по английскому языку, видеоконференции. В качестве культурно-языкового обмена проходят телемосты-видеоуроки со школьниками Австралии, Германии, Китая.

– Спасибо за интервью, Анжела Байрамбековна! Что Вы пожелаете педагогам Дагестана?

– Желаю всем педагогам нашей республики быть счастливыми, ведь утонувший в заботах и депрессии человек никогда не воспитает счастливого ребенка. Никогда не забывать, что самосовершенствоваться и создавать необходимые условия для развития творческого потенциала ребенка – это самое главное для современного педагога.

Беседовала К. Булатова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

5