Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

11.03.2020 09:47 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 от 11.03.2020 г.

Что день грядущий школе готовит?

Автор: М.М. Эфендиев
учитель русского языка, МКУ "Игалинская СОШ"

Каждый раз, просматривая задания всероссийских олимпиад по русскому языку и литературе, невольно задаёшься вопросом: "Какая польза участнику олимпиады от таких каверзных, порою не усваиваемых логикой, заданий?" Тут какая-либо логика бессильна, ибо учителям даже сложно разобраться в этих заданиях, потому и практически отсутствуют победители и призёры районных олимпиад по русскому языку и литературе.

В этом году, как и в прошлые годы, мне пришлось участвовать в проверке районного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку и русской литературе. Обсуждение заданий и предложенных авторами-составителями решений со специалистами (учителями школ и преподавателями вузов), показало, что варианты этого года мы массово оцениваем как абсолютно неудачные. Существенная часть заданий школьного этапа олимпиады по русскому языку и русской литературе чрезвычайно сложна для учащихся сельских школ. Создаётся ощущение, будто в сельских школах учатся одни только вундеркинды. Да и баллы, которые нужно набрать на олимпиаде, слишком фантастические для наших детей. Неужели составители олимпиадных заданий не задумываются о специфике их формирования? Однозначно, сложно даже готовиться к такому формату заданий.

Составители как будто говорят этим школьникам: нам неинтересна ваша логика, ваше умение работать с языковым материалом, ваше умение рассуждать. Высокие баллы приносят единичные малоизвестные, несистемные, совершенно бессмысленные по своей сути языковые факты, которые можно только знать заранее – или найти в интернете в процессе олимпиады.

Существенная часть заданий вызывает ощущение бессмысленности школьной олимпиады по русскому языку. Какую модель русского языка предлагает школьникам и учителям самый массовый этап? На что он их ориентирует? Каким показывается им русский язык, который находится за пределами школьной программы? К сожалению, набором отрывочных сведений, которые можно только найти поисковиком и переписать. В большей части заданий нет системности, нет места для лингвистического рассуждения, нет возможности вывести решение с опорой на имеющуюся базу и показать ход своей мысли.

У учителей нет возможности что-то обсудить с учениками после, то есть у олимпиады нет педагогического значения. Нет перспективы для дальнейшего развития детей, для создания интереса к русскому языку.

Чтобы выиграть в этой бесконечной "угадайке", учителям нужно учить с детьми наизусть словари Фасмера и Срезневского (а их в нашей школе испокон веков не было), обучать пятиклашек древнерусскому и, начиная с седьмого класса, заучивать наизусть учебник Е.А. Галинской по исторической грамматике. Можно просто рекомендовать родителям уже в 4–5 классах купить ребенку смартфон и научить незаметно проносить его на олимпиаду.

По сути, варианты этого года дискредитируют олимпиадное движение: учителя, которые не могут самостоятельно, без помощи интернета решить эти задания, чувствуют себя некомпетентными... Вопрос: "Какое отношение всё это имеет к предмету?" Дети, которые не могут самостоятельно, без помощи интернета, решить эти варианты, чувствуют себя глупыми, а своих учителей начинают считать недостаточно профессиональными – раз они не могут в пятом классе научить их исторической фонетике русского языка.

Несправедливо, что на самом массовом этапе олимпиады школьники района сталкиваются именно с теми заданиями, которые, во-первых, способны их полностью разочаровать в предмете, во-вторых, приводят к неоднозначным результатам отбора участников следующего этап.

Задания ВОШ по русскому языку решить даже способному школьнику НЕРЕАЛЬНО! Не верите? Вот одно (не самое трудное) задание школьного этапа для девятиклассников:

"Что означает слово цка? Подтвердите свою гипотезу, основываясь на знаниях о характере фонетических процессов в русском языке, артикуляции звуков и знаниях об исторической фонетике русского языка".

Вот другой пример (для восьмиклассников).

Задание № 7 (12 баллов).

"Используя Ваши знания в области этимологии, а также в области иностранных языков, объясните правописание выделенных букв в перечисленных ниже словах (например: Очки – очи; фАльцет – фальшь (итал. falsetto, от falso – ложный)). Объясните выбор проверочного слова: оплЕуха, обОняние, тОсковать, ярмАрка, насЕкомое, мИнистр.

Попробуйте решить эти задания без обращения к справочникам, не имея высшего гуманитарного образования. Не всякий студент филологического факультета справится, а ведь эта олимпиада проводится в обычных общеобразовательных (!!!) школах.

Администрация требует от учителей обеспечить "участие и результативность", но как добиться желаемого результата педагог понятия не имеет…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

2