Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

26.02.2020 11:08 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 24.02.2020 г.

Сохранить родной язык!

Автор: Г.Х. Умалатова
учитель даргинского языка и литературы, МКОУ "СОШ № 3", г. Избербаш

Каждый человек рождается, растёт и развивается в обществе, среде, которая подразумевает под собой тесное взаимодействие и общение. Общение происходит посредством языка. Неважно, на каком континенте и в какой стране родился человек, каждый из нас, родившись, слышит вокруг себя, мыслит и начинает говорить на родном языке.

Обучение родному языку – дело большой государственной важности. От того, как будет владеть, и распоряжаться языковым богатством каждый из нас и все мы вместе, зависит настоящее и будущее нашей национальной культуры.

С точки зрения духовного развития личности, хорошее знание родного языка является необходимостью. По социолингвистическому исследованию дети, которые дома не овладевают в полной мере родным языком и которые в школе обучаются на каком-нибудь другом языке, никогда не смогут как следует владеть тем или иным языком.

К сожалению, в городских школах с каждым годом процент учащихся, владеющих родным языком, снижается. И этому способствует много причин:

- дети не знают родного языка или стесняются на нем говорить;

- отказ родителей, чтобы их дети изучали в школе родной язык;

- общение родителей и детей только на русском языке;

- незнание литературного языка и различие диалектов;

- межнациональные браки.

Родные языки выходят из семейно-бытового употребления. Многие семьи не говорят на родном языке между собой, особенно, если отец и мать не с одного села.

На мой взгляд, необходимо сделать следующее:

- во-первых, в семье прививать детям желание говорить на родном языке, воспитывать уважение к родному языку, культуре, обычаям и традициям своего народа.

- во-вторых, изучение родного языка как средства общения и воспитания необходимо начинать с дошкольного возраста.

Важнейшими средствами повышения уровня владения родным языком являются:

- обучения детей правильному произношению родного языка,

- увеличения активного словаря родного языка,

- развития устной и письменной связной речи учащихся,

На своих уроках я стараюсь использовать инновационные технологии в целях повышения интереса учащихся к изучению родного языка и родной литературы, привития любви к своему народу и его культуре. Для этого использую такие педагогические технологии как:

- здоровьесберегающие;

- дифференцированного обучения;

- информационные;

- проблемного обучения;

- игровые и другие.

Инновационные подходы к преподаванию родного языка основаны не только на осознании важности проблемы невысокого уровня подготовки учащихся, но и пониманием того, что причина плохого знания родного языка обусловлена, прежде всего, с проблемой социальной и психологической адаптации ученика к культуре, традициям, ценностям родного языка.

В условиях городской школы изучение родного языка имеет свои особенности, обусловленные отсутствием естественной речевой среды. Изучение родного языка должно быть ориентировано на осуществление практической направленности преподавания родного языка, развитие интереса к предмету активной познавательной деятельности учащихся. На данном этапе работы перед учителем стоят задачи по обучению учащихся чтению и развитию речи, правописанию, фонетическим и грамматическим нормам родного языка.

Для развития интереса к родному языку очень важно использовать игровые моменты, кроссворды, разучивать с детьми стихи, песни, пословицы, поговорки, загадки.

Особое внимание нужно уделять работе над текстом, использованию наглядного и раздаточного материала, газет и журналов на родных языках, мультфильмов в переводе на национальные языки.

Ежегодно наши дети участвуют на всех школьных мероприятиях со своими стихами, песнями, показывают свое мастерство в инсценировках: «Белые журавли», «Возращение к истокам», «Наследие предков», «Язык отцов — родник надежды», «Международный день родного языка », « 8 Марта», «9 Мая».

Напоследок хочу сказать, что наша главная задача – сделать все от нас зависящее, чтобы сохранить родной язык нашим детям, внукам и последующим поколениям.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

100