Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

26.02.2020 11:12 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 24.02.2020 г.

Об изучении родных языков в Республике Дагестан

М.И. Шурпаева
д.п.н.,проф., врио директора ДНИИП им. А.А. Тахо-Годи

Выступление на пленарном заседании конференции республиканской научно-практической конференцию «Государственный язык Российской Федерации и языки народов Дагестана: теория, практика, перспективы обучения в образовательных организациях»

Проблема родных языков на сегодняшний день является весьма актуальна для нашей республики. У нас функционируют более 30 языков народов Дагестана, из них 13 письменных языков, которые изучаются в образовательных организациях.

В республике имеются все правовые основы для реализации языкового права обучающихся, направленного на развитие государственного языка Российской Федерации, сохранение родных языков, формирование национально-русского двуязычия. Закон «Об образовании в РФ» не ущемляет гарантированного права учащихся изучать родные языки, поскольку каждый обучающийся Республики Дагестан имеет право на изучение родного (в том числе и русского) языка в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Предметная область «родной язык и родная литература» входит в обязательную часть учебного плана.

Федеральные государственные образовательные стандарты выдвигают требования к условиям реализации образовательных программ. Предметом особого внимания становится разработка и издание учебников и учебных пособий по родным языкам. За последние два года Министерством образования и науки РД проделана значительная работа по обеспечению образовательных организаций республики учебными пособиями по родным языкам и литературам.

Сотрудники Дагестанского НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи совместно с внешними авторами разработали учебные пособия по родным языкам и литературному чтению, заменяющие в образовательном процессе учебники.

В издательстве «Просвещение» выпущено 54 названий учебных пособий по родным языкам и литературному чтению для начальной школы (Буквари, учебные пособия по родным языкам для 1–4 классов, учебные пособия по литературному чтению для 1–4 классов на 6 языках народов Дагестана), которые распределены в муниципалитетах республики. В этих учебных пособиях реализовано содержание, обеспечивающее усвоение предмета на языковом, коммуникативном, культурологическом уровне.

В настоящее время идет активная работа авторских коллективов по подготовке к изданию рукописей учебных пособий по родным языкам и литературам для 5-9 классов. Кроме того, готовятся к изданию учебные пособия для 1-4 классов по агульскому и рутульскому языкам.

Для обеспечения методического сопровождения образовательного процесса в области родных языков издаются учебно-методические пособия, словари, сборники статей. На сайте ДНИИП в целях методической поддержки учителей размещены примерные общеобразовательные программы по 6 родным языкам и литературам начального общего и основного общего образования и более 20 методических пособий в помощь учителю родных языков и родных литератур. В перспективе – разработка линейки учебников по родным языкам для включения в федеральный перечень учебников.

В целом образовательные организации по предметам «родной язык» и «родная литература» укомплектованы учителями с соответствующим филологическим образованием. Ежегодно для них проводятся курсы повышения квалификации педагогических кадров, обновляется их методическое сопровождение.

К сожалению, в последнее время наблюдается падение престижности родного языка. Резко сократился объем и качество языкового и филологического образования, что привело к снижению уровня речевой культуры, потере интереса к классической литературе и т.д.

Языковая ситуация в республике в настоящее время складывается таким образом, что изучение родных языков как учебного предмета в образовательных организациях становится единственным способом их сохранения и развития.

Изучение русского, родного языков и литератур в школе имеет огромное значение как в познавательном, так и в воспитательном отношении, так как оно связано с конкретными условиями жизни народа, с его бытом и культурой.

Содержательная структура учебных пособий по родным языкам и литературному чтению, заменяющим в образовательном процессе учебники, изданных в издательстве «Просвещение», направлена на формирование духовно-нравственной культуры детей средствами родного языка.

Наибольшими возможностями в плане воспитания духовно-нравственной личности обладает предмет «Родная литература». Разработаны методические пособия по духовно-нравственному воспитанию учащихся 5-9 классов на уроках родной литературы. Авторские коллективы готовят к изданию учебные пособия по родным литературам для 5-9 классов.

Общественность выражает обеспокоенность снижением государственного статуса учебной дисциплины «Дагестанская литература» в структуре обязательных учебных предметов в школе. В связи с внедрением ФГОС учебная дисциплина «Дагестанская литература» на русском языке, которая изучалась в школах РД, начиная с 70-х годов прошлого столетия, оказалась вытесненной из Учебного плана.

Между тем, литература народов Дагестана консолидирует и объединяет все народности нашей многоязычной республики, дает возможность почувствовать уникальность и вместе с тем общность наших культурных традиций и ценностей. Поэтому необходимо изыскать возможности изучения этого предмета в школе.

Для народов Дагестана русский язык является государственным языком и языком межнационального общения в многонациональной республике. В настоящее время изучение русского языка осуществляется и в плане изучения как родного языка из числа языков народов РФ. В республике сформировано национально-русское двуязычие, способное воспитать личность ребенка, владеющего русским и своим этническим родным языком, знающего свою культуру и историю и с уважением относящегося к культуре и традициям народов, проживающих в республике.

Использование этнокультуроведческого материала на уроках русского языка способствует формированию высокой духовной культуры обучающегося, развитию творческих способностей, наполняет программу изучения русского языка новым содержанием. Такой подход способствует диалогу культур, успешной социализации учащихся.

В Постановлении Государственной Думы СФ РФ от 19 июня 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 ФЗ «Об образовании в РФ» указано на необходимость разработки Концепции преподавания родных языков из числа языков народов Российской Федерации. Для разработки Концепции преподавания родных языков и родных литератур в образовательных организациях РД на основе федеральной Концепции преподавания родных языков народов Российской Федерации, принятой в 2019 году, в Министерстве образования и науки РД создана рабочая группа из числа преподавателей вузов и общеобразовательных организаций, научных сотрудников, представителей Ассоциации педагогов Дагестана.

Цель Концепции – обеспечение высокого качества изучения и преподавания родных языков и литератур в образовательных организациях республики в соответствии с требованиями образовательных стандартов, с современными тенденциями развития многонационального общества на основе новых подходов филологического и педагогического образования в условиях двуязычия и многоязычия в Республике Дагестан.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

5